ЛОНО АВРААМОВО
Как говорил Бродский «Теория дурацкая, но моя»
Одна из фресок Каппадокии изображает «лоно Авраамово» (ЛА).
Рис 1. Лоно Авраамово, Каппадокия, VIII в.
Сюжет восходит к Евангелию от Луки (притча о празднующем богаче, на пороге которого умирает от голода и болезней бедный Лазарь1; после смерти богачу достаются мучения, а Лазарь пребывает вместе с праведниками «в лоне Авраамовом».)
Толкование – и изображение – этой притчи принадлежит к одним из интереснейших теологических толкований: в самом деле, большинство библейских сюжетов допускают вполне «реалистическое» изображение (скажем Давид и Голиаф или снятие с креста), но что есть в реальности «лоно Авраамово»? (Словари определяют «лоно» как грудь, отверстие, кратер, однако «некнижное» значение слова — нижняя часть женского живота, утроба, ложесна, отверстие, из которого появляется ребенок (не углубляясь в анатомию отмечу, что вверху лонной кости расположен «бугорок Венеры»)).
Богословская трактовка ЛА (согласно Аверинцеву) в позднеиудейских и христианских представлениях есть потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников и связана со взглядом на Авраама как на «отца верующих», не только породившего физически «избранный народ», но как бы усыновляющего лично каждого прозелита (в христианстве – каждого уверовавшего); «сидеть на Л. А.» – значит быть интимно соединенным с Авраамом, как дитя, сидящее на коленях отца, укрывающееся за его пазухой или даже мистически входящее в его «недра» (пространное обсуждение места лона Авраамово дано в https://foma.ru/gde-naxoditsya-lono-avraamovo.html).
В иконографии лона Авраамова изображается Авраам, на груди у которого (или за пазухой) находится праведный Лазарь либо души праведников в виде маленьких детей. Дитя, сидящее на коленях, очевидно легко поддается изображению и созвучно иконам Богородицы с сыном на коленях (как на фреске Дионисия, 1481 г);
Рис 2. Богородица, Дионисий (фрагмент) 1481
В самом деле достаточно просто механически заменить Богородицу на Авраама и Иисуса на Лазаря, чтобы получить икону лона Авраамова (как на фреске монастыря Хора).
Рис 3. Лоно Авраамово, фрески монастыря Хора (ок. 1316–1321 гг.)
Часто вместо Лазаря в «лоне Авраамовом» рисуют в виде младенцев души праведников, как на иконе А.Рублева,
Рис 4. Лоно Авраамово, А.Рублев, ок.1408 (фрагмент)
и рядом с Авраамом — праведных праотцов Исаака и Иакова, на груди которых также изображены души праведников (замечу, что «очередь» праведников никак нельзя интерпретировать как упокоенных на лоне Авраамовом), как у Рублева или на новгородских иконах 16 в., но я не люблю новгородские иконы за желание впихнуть в небольшое пространство всю священную историю, из-за чего богословская глубина уступает место «светскости», но это отдельная тема.
Опуская века и века, приведу пример современного иконописца, где Авраам изображен в «халате с отворотами», накинутом на одно плечо.
Рис 5. Лоно Авраамово, современная икона
Это вполне «реалистическая» живопись, в чистом виде Евангелие в картинках вместо умозрения в красках — но, как ни парадоксально, прориси старинных икон примерно такие же – старец в халате с младенцами за пазухой.
Рис 6. Лоно Авраамово с Авраамом, Исааком и Иаковом, современная роспись
Однако Аверинцев не зря упоминает «мистические недра», хотя и не развивает тему – ведь Страшный Суд не просто суд, но и рождение праведных в вечную жизнь, что как-то не акцентируется Аверинцевым, хотя именно «новое небо и новая жизнь» является смыслом Страшного Суда!
Упокоенные же на груди праотца души могут лишь выпорхнуть из распахнутого халата в новую жизнь, но не родиться!
Перед иконописцами встает трудная задача изобразить нечто противное природе, т.к. в «земных» условиях ребенок появляется из лона женщины (греки, столкнувшись с подобной проблемой, «родили» Афину из головы Зевса!).
С Богородицей все ясно: даже если сам акт рождения не изображается (на иконах Рождества только что родившая Мария, передавая ребенка повитухам для омытия, полностью одета, чему в «Протоевангелии Иакова» приводится чисто реалистическое тому объяснение — ребенок родился, пока Иосиф бегал за повитухами), в молитве ясно указано место появления Иисуса “… Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела…», но «ложесна и чрево» и Авраам несовместны!
А вот капподакийцы (8 в.н.э) умудрились совместить несовместимо!
Рис 7. Лоно Авраамово, Каппадокия (фрагмент)
Они умышленно поместили голову и руки Авраама снаружи, «застегнув верхнюю пуговицу» – при таком изображении это именно круглое лоно — круг замкнут, и души внутри в другом пространстве, что богословски безупречно.
Махонькие детали – окружность, цвет, положение рук и головы – и все изменилось, теперь праведникам есть откуда рождаться в новую жизнь (подробно такие «чертежные приемы» (сечения, выноски) разобраны у Раушенбаха).
Итог – «теория дурацкая, но моя» – сказано лоно, значит лоно, пусть условно, но круг или овал без головы и рук Авраама внутри него, ибо как женское лоно рождает дитя для земной жизни, так и из лона Авраамова рождаются праведники для новой жизни и нечего стыдливо рисовать отвороты и руки.
[1] Некоторый человек был богат, … и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача – вот типичная композиция (миниатюра XI в.).
но как крошки могли падать со стола на улицу, где лежал Лазарь, да и как богач, «светло празднующий» мог видеть и слышать Лазаря?
А все дело в том, что в жарких странах столы накрывались на балконах, нависающих над воротами в дом, однако такая композиция — редкость; «общепринято» (как у Г.Дорэ)
изображать Лазаря внизу мраморной лестницы, ведущей в зал с пирующими, пренебрегая «крошками со стола» и превращая евангельскую притчу в бытовую сцену.
… Сюжет восходит к Евангелию от Луки (притча о празднующем богаче, на пороге которого умирает от голода и болезней бедный Лазарь; после смерти богачу достаются мучения, а Лазарь пребывает вместе с праведниками «в лоне Авраамовом».) …
========
Это выражение («יושב בחיקו של אברהם») встречается также в Вавилонском Талмуде (Кидушин, страница עב , часть 2) и означает «в объятиях Авраама» (или «близко к Аврааму», «под покровительством Авраама»).
Само слово «חיק» также встречается несколько раз в еврейской Библии (ТАНАХ) и в Талмуде. Буквально слово «חיק» в период ТАНАХА и Талмуда означало «подмышка» и «בחיקו» (в его подмышке) означает аллегорию на объятия.
Но не только на объятия: это слово имело и более древнее значение «место соединения ног с телом», то есть «быть в том месть» может являться также аллегорическим намёком на сексуальные отношения (в случае Эстер) и на обрезание («союз Авраама»).
Фреска «объятий Авраама» из древнего французского аббатсва Alspach:
https://he.wikipedia.org/wiki/חיק_אברהם
Спасибо, буду знать! Фреску эту не знал (видел похожие росписи с платком), но — еще раз — меня занимало именно рождение в новую жизнь.