Эссе Дмитрия Быкова в книге Ильи Васильева и Николая Сванидзе «СОБИБОР. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДВИГА АЛЕКСАНДРА ПЕЧЕРСКОГО» // 2018 год

Из судьбы Александра Печерского, из его автобиографического очерка «Восстание в Собибуровском лагере» можно сделать пять принципиальных выводов. Я, если можно, не буду тут вдаваться в исторический пафос, восхваляя величие подвига и особенно упирая на беспрецедентность, единственность ситуации. Я позволю себе сосредоточиться на прагматике, потому что именно с этой стороны, как ни странно, опыт Второй мировой войны толком не рассмотрен. А рассматривать надо, потому что, как мы знаем из рассказа Ромена Гари «Самая старая сказка», следующий раз обязательно будет. Умные это понимают, а дураков обычно убеждает жизнь, да поздно. Но даже если этот следующий раз будет в каких-то других формах — без лагерей смерти, вообще без Холокоста, без объявленной программы «окончательного решения вопроса» и т.д., — он придет, никуда не денется. Антисемитизм не умрет даже с последним евреем — он просто будет направлен на тех, кого евреями назначат. Евреев ведь тоже когда-то назначили. Интересно, кстати, кто был в этой функции до них. Может быть, халдеи. Но это тема для отдельного романа. (Некоторые, не будем называть имен, очень просятся в евреи, но их не берут, отсюда особая злоба. Хочу предупредить этих людей, что им ничего не светит, даже если они умудрятся стать предметом всеевропейской неприязни: это совсем другое.)

Так вот, пять правил Печерского. 

 
Читать дальше здесь:
 

Один комментарий к “Эссе Дмитрия Быкова в книге Ильи Васильева и Николая Сванидзе «СОБИБОР. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДВИГА АЛЕКСАНДРА ПЕЧЕРСКОГО» // 2018 год

  1. Эссе Дмитрия Быкова в книге Ильи Васильева и Николая Сванидзе «СОБИБОР. ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОДВИГА АЛЕКСАНДРА ПЕЧЕРСКОГО» // 2018 год

    Из судьбы Александра Печерского, из его автобиографического очерка «Восстание в Собибуровском лагере» можно сделать пять принципиальных выводов. Я, если можно, не буду тут вдаваться в исторический пафос, восхваляя величие подвига и особенно упирая на беспрецедентность, единственность ситуации. Я позволю себе сосредоточиться на прагматике, потому что именно с этой стороны, как ни странно, опыт Второй мировой войны толком не рассмотрен. А рассматривать надо, потому что, как мы знаем из рассказа Ромена Гари «Самая старая сказка», следующий раз обязательно будет. Умные это понимают, а дураков обычно убеждает жизнь, да поздно. Но даже если этот следующий раз будет в каких-то других формах — без лагерей смерти, вообще без Холокоста, без объявленной программы «окончательного решения вопроса» и т.д., — он придет, никуда не денется. Антисемитизм не умрет даже с последним евреем — он просто будет направлен на тех, кого евреями назначат. Евреев ведь тоже когда-то назначили. Интересно, кстати, кто был в этой функции до них. Может быть, халдеи. Но это тема для отдельного романа. (Некоторые, не будем называть имен, очень просятся в евреи, но их не берут, отсюда особая злоба. Хочу предупредить этих людей, что им ничего не светит, даже если они умудрятся стать предметом всеевропейской неприязни: это совсем другое.)
    Так вот, пять правил Печерского.


    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий