Эссе Дмитрия Быкова о Давиде Самойлове

1

Литературный генезис Самойлова неясен, в поэзии шестидесятых-семидесятых он стоит особняком, а в сороковых-пятидесятых, кажется, почти незаметен, хотя уже тогда написал несколько принципиально важных вещей. Но созрел он, как подобает прозаику, поздно (лучшим временем для поэта всегда считалась молодость, для прозаика — зрелость и даже старость); в том и проблема, что Самойлов — великий прозаик, в силу некоторых общественных и личных причин воздержавшийся от прозы, решивший написать её стихами.

Не столько Самойлов выбрал нишу, сколько ниша выбрала его; и, собственно, он в этом выборе не одинок, потому что вся лирика XX века, по крайней мере второй его половины, да отчасти и первой с середины двадцатых примерно, — вынужденно творила эпос, беря на себя работу прозаиков, поскольку для прозы нужна мысль, а мысль дозволялась только поэзии, поскольку там её не все понимали, можно было как-то зашифровать…

Читать дальше здесь:
 

2 комментария для “Эссе Дмитрия Быкова о Давиде Самойлове

  1. К тезису Д.Л.Быкова — «Самойлов — прозаик, в силу определенных причин писавший не прозу, а стихи» — в кои веки могу от души согласиться с Дмитрием Львовичем:

    Иван и холоп

    Ходит Иван по ночному покою,
    Бороду гладит узкой рукою.
    То ль ему совесть спать не дает,
    То ль его черная дума томит.
    Слышно — в посаде кочет поет,
    Ветер, как в бубен, в стекла гремит.
    Дерзкие очи в Ивана вперя,
    Ванька-холоп глядит на царя.
    — Помни, холоп непокорный и вор,
    Что с государем ведешь разговор!
    Думаешь, сладко ходить мне в царях,
    Если повсюду враги да беда:
    Турок и швед сторожат на морях,
    С суши — ногаи, да лях, да орда.
    Мыслят сгубить православных христьян,
    Русскую землю загнали бы в гроб!
    Сладко ли мне? — вопрошает Иван.
    — Горько тебе,- отвечает холоп.
    — А опереться могу на кого?
    Лисы — бояре, да волки — князья.
    С младости друга имел одного.
    Где он, тот друг, и иные друзья?
    Сын был наследник мне господом дан.
    Ведаешь, раб, отчего он усоп?
    Весело мне? — вопрошает Иван.
    — Тяжко тебе,- отвечает холоп.
    — Думаешь, царь-де наш гневен и слеп,
    Он-де не ведает нашей нужды.
    Знаю, что потом посолен твой хлеб,
    Знаю, что терпишь от зла и вражды.
    Пытан в застенке, клещами ты рван,
    Царским клеймом опечатан твой лоб.
    Худо тебе?- вопрошает Иван.
    — Худо,- ему отвечает холоп.
    — Ты ли меня не ругал, не честил,
    Врал за вином про лихие дела!
    Я бы тебя, неразумный, простил,
    Если б повадка другим не была!
    Косточки хрустнут на дыбе, смутьян!
    Криком Малюту не вгонишь в озноб!
    Страшно тебе? — вопрошает Иван.
    — Страшно! — ему отвечает холоп.
    — Ты милосердья, холоп, не проси.
    Нет милосердных царей на Руси.
    Русь — что корабль. Перед ней — океан.
    Кормчий — гляди, чтоб корабль не потоп!..
    Правду ль реку? — вопрошает Иван.
    — Бог разберет,- отвечает холоп.

  2. Эссе Дмитрия Быкова о Давиде Самойлове

    1

    Литературный генезис Самойлова неясен, в поэзии шестидесятых-семидесятых он стоит особняком, а в сороковых-пятидесятых, кажется, почти незаметен, хотя уже тогда написал несколько принципиально важных вещей. Но созрел он, как подобает прозаику, поздно (лучшим временем для поэта всегда считалась молодость, для прозаика — зрелость и даже старость); в том и проблема, что Самойлов — великий прозаик, в силу некоторых общественных и личных причин воздержавшийся от прозы, решивший написать её стихами.

    Не столько Самойлов выбрал нишу, сколько ниша выбрала его; и, собственно, он в этом выборе не одинок, потому что вся лирика XX века, по крайней мере второй его половины, да отчасти и первой с середины двадцатых примерно, — вынужденно творила эпос, беря на себя работу прозаиков, поскольку для прозы нужна мысль, а мысль дозволялась только поэзии, поскольку там её не все понимали, можно было как-то зашифровать…

    Читать дальше по ссылке в блоге.

Добавить комментарий