Марина Гарбер. LA COMMEDIA DELL’ARTE

Было время и были привычки,
мы меняли смычки на отмычки,
тили-бом — на газетный набат,
на раз-два разойдясь в подворотне,
просветлённые, шли на субботник,
разбитной пионерский шабат.
Нам казалось, что хлипкие двери,
намалёванные акварелью
на холсте с ярлыком «Военторг»,
необычными были дверями,
и напрасно смеялся над нами
арлекинного вида групорг.

Он у нас был за старшего, главный,
ставил птички, рассчитывал планы —
Колька, вечно плюющийся бес, —
и когда шепоклячка из пятой
отказала нам в «Правде» помятой,
за словечком в карман не полез.
В нашей тройке по макулатуре
прыткий Колька ругался: «В натуре,
очкоглазый, шустрее, слабак!» —
покоряясь напористой речи,
Петька втягивал голову в плечи,
будто нёс неподъёмный колпак.

Всё смешалось в красивом спектакле:
билетёрш перманентные пакли,
путеводной звезды макияж,
на углу новостройка, — и сколько
артистичности выказал Колька,
нас на верхний склоняя этаж.
Помню, вишни внизу зацветали,
хоть с десятого — сад или карлик
в парике — не понять, то ли мел,
то ли пудра… А Колька умел
бить наотмашь, прицелившись метко, —
и качаясь, как белый кораблик,
у стены пришвартованный Петька
на свои же ботинки смотрел.

Распылялся за окнами праздник,
театральный, торжественный, разный,
в главном — искренний, в мелком — туфта,
за кулисой икала пластинка,
и у Петьки темнела морщинка
у зашитого нитками рта.
Громко лязгала дверь тридцать третьей, —
Карабас в реквизитном берете,
какофонии нашей не рад,
меломан на игле радиолы,
разогнал, не скупясь на глаголы,
наш массовочный бал-маскарад.

Я и Петька похожи едва ли,
но мы оба молчали и ждали,
ночью — смелости, а поутру —
из подземки суфлёрской подсказки,
и доверчивей, чем Станиславский,
по живому играли игру.
Потому, что в премьерной запарке
кто-то ластиком вытер ремарки,
и теперь хоть до полночи стой,
рот на рыбий манер открывая:
эта вечная сцена — немая,
и не Петька в ней главный герой.

Как реприза выходит за скобки,
я ушла из набитой гримёрки,
из очей, подведённых сурьмой, —
так откуда в моём настоящем
слово ищущий, да не обрящий,
мизансценно знакомый немой?
Оттого, что я тоже — прохожий,
бесхребетный, безвольный, бескожий,
в поддавки, через чёрную дверь
путь держа из того же начала,
песни пела, ногами качала,
и смотрела туда, где теперь —

поспевая едва на последний
театральный прогон, безбилетник,
в бутафорных ботинках Пьеро
из того карнавального мира
в подлокотнике кресла ампира
голубиное прячет перо.

2 комментария для “Марина Гарбер. LA COMMEDIA DELL’ARTE

  1. Марина Гарбер. LA COMMEDIA DELL’ARTE

    Было время и были привычки,
    мы меняли смычки на отмычки,
    тили-бом — на газетный набат,
    на раз-два разойдясь в подворотне,
    просветлённые, шли на субботник,
    разбитной пионерский шабат.
    Нам казалось, что хлипкие двери,
    намалёванные акварелью
    на холсте с ярлыком «Военторг»,
    необычными были дверями,
    и напрасно смеялся над нами
    арлекинного вида групорг.

    Он у нас был за старшего, главный,
    ставил птички, рассчитывал планы —
    Колька, вечно плюющийся бес, —
    и когда шепоклячка из пятой
    отказала нам в «Правде» помятой,
    за словечком в карман не полез.
    В нашей тройке по макулатуре
    прыткий Колька ругался: «В натуре,
    очкоглазый, шустрее, слабак!» —
    покоряясь напористой речи,
    Петька втягивал голову в плечи,
    будто нёс неподъёмный колпак.

    Всё смешалось в красивом спектакле:
    билетёрш перманентные пакли,
    путеводной звезды макияж,
    на углу новостройка, — и сколько
    артистичности выказал Колька,
    нас на верхний склоняя этаж.
    Помню, вишни внизу зацветали,
    хоть с десятого — сад или карлик
    в парике — не понять, то ли мел,
    то ли пудра… А Колька умел
    бить наотмашь, прицелившись метко, —
    и качаясь, как белый кораблик,
    у стены пришвартованный Петька
    на свои же ботинки смотрел.

    Распылялся за окнами праздник,
    театральный, торжественный, разный,
    в главном — искренний, в мелком — туфта,
    за кулисой икала пластинка,
    и у Петьки темнела морщинка
    у зашитого нитками рта.
    Громко лязгала дверь тридцать третьей, —
    Карабас в реквизитном берете,
    какофонии нашей не рад,
    меломан на игле радиолы,
    разогнал, не скупясь на глаголы,
    наш массовочный бал-маскарад.

    Я и Петька похожи едва ли,
    но мы оба молчали и ждали,
    ночью — смелости, а поутру —
    из подземки суфлёрской подсказки,
    и доверчивей, чем Станиславский,
    по живому играли игру.
    Потому, что в премьерной запарке
    кто-то ластиком вытер ремарки,
    и теперь хоть до полночи стой,
    рот на рыбий манер открывая:
    эта вечная сцена — немая,
    и не Петька в ней главный герой.

    Как реприза выходит за скобки,
    я ушла из набитой гримёрки,
    из очей, подведённых сурьмой, —
    так откуда в моём настоящем
    слово ищущий, да не обрящий,
    мизансценно знакомый немой?
    Оттого, что я тоже — прохожий,
    бесхребетный, безвольный, бескожий,
    в поддавки, через чёрную дверь
    путь держа из того же начала,
    песни пела, ногами качала,
    и смотрела туда, где теперь —

    поспевая едва на последний
    театральный прогон, безбилетник,
    в бутафорных ботинках Пьеро
    из того карнавального мира
    в подлокотнике кресла ампира
    голубиное прячет перо.

Добавить комментарий