Лехаим 6-2018
О «времени утешать», «заботе о сохранении памяти об ушедшем близком человеке» рассказывается в статье Мендла Калменсона. «Неуместное чувство вины» — так называется материал этого номера.
«Рамбам учит: Б-г дает в Торе обещания материальных благ, чтобы у человека голова была свободна для изучения Торы. Когда придет Машиах, Б-г дастлюдям богатство и изобилие именно для того, чтобы они могли учить Тору не отвлекаясь», — пишет раввин Берл Лазар в разделе «Слово раввина».
Гилель Цейтлин продолжает серию статей под общим названием «Основные направления в учении хасидизма». Материал этого номера называется «Смягчение судов в их корне».
Ученый-металлург Эдуард Шифрин сочетает инженерные штудии с глубокими знаниями Торы. Его монография «От бесконечности до человека» написана на пересечении науки и еврейской традиции. Вниманию читателей предлагаются фрагменты из нового издания книги. Представленные отрывки называются «Бесконечности» и «Что произошло до большого взрыва?».
Натан Вершунский продолжает свои «Майсы от Абраши». На этот раз автор рассказывает о начале своего приобщения к еврейству, к еврейской религии. Отрывок называется «Ликбез».
В статье Ариэля Доминика Хендельмана говорится об основании еврейской хабадской общины в Солт-Лейк-Сити, США, штат Юта, и о той помощи, которую неожиданно получили члены этой общины от мормонов, чья всемирная штаб-квартира находится в этом штате.
Короткая статья Эндрю Шервуда рассказывает о благотворительной деятельности российского олигарха Романа Абрамовича, который пожертвовал на нужды еврейских общин разных стран более 360 млн фунтов стерлингов. При этом Роман Абрамович не афиширует свою благотворительную деятельность, так как, согласно учению Маймонида, анонимная цдака – высшая форма благотворительности.
Мендл Каспинов написал в номер кадиш о своем друге Саше Лукацком, с которым он познакомился в старой синагоге в Марьиной Роще, в Москве. «И спустя 30 лет, — пишет автор, — когда я, регистрируя расплывчатые фрагменты своей памяти, вновь вижу себя стоящим напротив Саши в маленьком фойе, я понимаю тепло его слов, его души не исчезло, не улетучилось со временем, оно согревает меня до сих пор».
Анна Момильяно рассказывает в журнале об истории похищения католиками в 1858 году в Болонье шестилетнего еврейского мальчика Эдгардо Мортары на том основании, что он еще в младенчестве был тайно крещен. Стивен Спилберг снимает сейчас фильм о «деле Мортары», а потомки семьи Мортара обратились с письмом к Папе, призывая его не допустить беатификации Пия 9, организовавшего увоз Эдгардо из его еврейской семьи.
Пола Фредриксен рассказывает читателям журнала о позиции Святого Августина (354-430) в его риторике за и против евреев. В этой риторике Августин спорил с другими католическими авторитетами, например, Фавстом, Маркионом, Иеронимом и другими.
О Шмуэле бен Яакове, переписчике знаменитого Ленинградского кодекса, хранящегося в Российской национальной библиотеке, СПб, рассказывается в статье Бена Аутвейта. Шмуэль «был опытным писцом, от которого ожидалось, что он со всей точностью скопирует текст и проверит свою работу по доступным образцам», — пишет автор статьи.
Аманда Боршель-Дан пишет в номере о кумранитах. Она называет их «мужским клубом» т.к. в их захоронениях недалеко от Хирбер-Кумрана находят преимущественно мужские скелетные останки.
К событиям уже далекого 1947 года возвращает читателей статья Роберта Филпота. В ней рассказывается о действиях англичан в Адене (Йемен), когда после решения ООН о разделе Палестины началось арабское восстание. Англичане поступали в этой ситуации сообразно своему индивидуальному пониманию ситуации, в частности, сержант британской армии Дуги Скилбек помог евреям Адена в спасении свитков Торы.
Йоси Мелман и Дан Равив рассказывают в номере о разрушении Израилем ядерного реактора Сирии. Реактор строился северокорейцами. Принятие решения о его разрушении далось нелегко израильским руководителям из-за разногласий в их среде. Большую роль в этом решении сыграла израильская военная разведка, получившая жизненно важную для Израиля информацию. На запрос тогдашнего премьер-министра Ольмерта президенту США Бушу-младшему не был получен никакой ответ, что израильтяне восприняли как зеленый свет для своих действий. В ночь с 5 на 6 сентября 2007 года сирийский ядерный реактор был разрушен.
В журнале представлены две статьи о ситуации с литовским музеем Холокоста (авторы Род Нордланд и Довид Кац). В статьях говорится об экспозициях этого музея, представляющих бывших помощников нацистов во время Второй мировой войны в деле уничтожения еврейского населения Литвы борцами с советским коммунизмом. «Это организованная попытка переписать историю», — уверен Довид Кац.
В разделе «Мир искусства» Джереми Сиглер рассказывает о 14 картинах Марка Ротко, написанных им для Часовни Ротко в г. Хьюстоне (США). Ротко был секулярным человеком, но его сын Кристофе признает, что сущность абстрактного экспрессионизма его отца чем-то сродни Талмуду, а абстрактные цветовые поля на картинах Ротко может быть восходят к библейскому запрету на изображение человеческих фигур. «Но это не имет значения; такова отповедь тем евреям, которым хотелось бы провозгласить Марка Ротко их личным пророком», — говорит Кристофер Ротко.
Ирина Мак берет интервью у режиссера-мультипликатора Алексея Туркуса, автора фильма Суета сует». На 23 фестивале анима-кино в Суздале этот фильм завоевал главную награду – гран-при.
Вальтер Лакер пишет в номере о спорте в предвоенной Германии и в Израиле, куда он переехал в 1938 году.
Писатель и поэт Авром Рейзен напечатал в номере свой рассказ из сборника «Такие люди были раньше». Рассказ называется «Царица». Он о встрече Пейсаха в провинциальном еврейском местечке.
Американская писательница Эдит Перлман представила в журнале свой рассказ «Помощники». Рассказ ведется от лица 15-тилетней девушки. Тема рассказа — празднование американского Дня благодарения. В этом празднике принимал участие 4-хлетний еврейский мальчик, который постоянно путал церемонию праздника Дня благодарения с пасхальным Седером, что вызывало у всех присутствующих доброжелательную улыбку.
Алекс Тарн написал для номера свою очередную «Историю». На этот раз она посвящена стихотворениям Натана Альтермана «Долги Страны» и «Ужасная оговорка». Первое стихотворение написано по поводу речи председателя кнессета Йосефа Шпринцака в 1951 году, в которой он заверил, что Израиль выполнит свои долговые финансовые обязательства перед теми, кто дал Израилю в долг.
Она все вам вернет – по счетам и распискам –
до последней монетки, гроша не зажав, —
всем евреям Нью-Йорка, Чикаго и Фриско,
и Панамы, и Чили, и прочих держав.
Второе стихотворение – тоже по поводу речи, на этот раз президента Всемирного еврейского конгресса Нахума Гольдмана в 1953 году, посоветовавшего евреям диаспоры совершить алию в Израиль:
Это ж надо такое сморозить!
Кто позволил ему, наглецу,
этим словом по нервам елозить,
как наждачным листом по лицу?!
В конце номера журнала помещен раздел «Книжный разговор», в котором рецензируются новые «еврейские» книги, такие как:
Филип Рот «Зачем писать?: Нехудожественная проза 1960-2013». Library of America, 2017. Рецензент Натаниэль Рич.
Маша Гессен «Там, где евреев нет. Печальная и абсурдная история Биробиджана, российской Еврейской автономной области». Schocken, 2016. Рецензент Адам Ровнер.
Ури Бар-Йосеф «Ангел. Агент в Египте, спасший Израиль». Harper, 2016/ Рецензент Эйми Ньюман Смит.
Франц Розенцвейг «Звезда избавления». Гешарим, 2017. Рецензент Татьяна Резвых.