О фильме «Бергман»

О фильме «Бергман»

 14 июля с.г. исполнилось 100 лет со дня рождения Ингмара Бергмана, одного из самых значительных кинорежиссеров 20 века. Очевидно, на эту дату ориентировались устроители презентации в Москве документального биографического фильма «Бергман» режиссера Яне Магнуссон. Почти угадали. В России премьера фильма состоялась 28 июля 2018 года в рамках кинофестиваля Strelka Film Festival (Москва). Фильм «Бергман» стал уже третьим обращением Яне Магнуссон к личности знаменитого режиссера. Перед этим был минисериал «Видеокассеты Бергмана» (2012) и сокращённый вариант этого сериала «Вторжение к Бергману» (2013).

В Швеции Бергмана считают исключительной фигурой своей культуры, выше даже Юхана Августа Стриндберга, основоположника современной шведской литературы и театра. Об этом упоминается в фильме «Бергман». Подзаголовок фильма «Один год, одна жизнь» немного не соответствует его содержанию. Действительно, 1957 год был самым насыщенным и продуктивным в творческой биографии режиссера (два полнометражных фильма, две театральные постановки и несколько телефильмов), но взгляд создательницы фильма Яне Магнуссон шире панорамы этого года, в поле ее зрения оказывается почти вся его жизнь. Фильм построен как калейдоскоп интервью людей, бывших ему близкими, хорошо знавших его по сотворчеству и жизни. Среди них мы видим Лив Ульман, Торстена Флинка, Яна Труэля, Роя Андерссона, Перниллу Аугусту, Ларса фон Триера, Барбару Стрейзанд и других. Не все из них вспоминают Бергмана «с обожанием». Актер и режиссер Торстен Флинк ставивший в 1995 году пьесу Мольера «Мизантроп» в Стокгольмском Королевском драматическом театре (Драматен), которым руководил в то время 77-летний Бергман, был буквально «уничтожен» им, боявшимся молодого и талантливого конкурента.

16-тилетним школьником посетил Бергман нацистскую Германию и некоторое время был очарован ею. Даже после войны он считал рассказы о лагерях смерти пропагандой и ложью. Нацизм в Швеции был тогда в моде и семья Бергманов, (священнослужитель-отец и братья Даг и Ингмар) была вовлечена в эту идеологию. Впрочем, по отношению к «гению» Ингмару Бергману эти претензии могут казаться несерьезными – в период своего временного увлечения нацизмом он был под влиянием профессиональной разведчицы Карен Ланбю, которую безжалостно бил. Вот откуда натуралистическая картинка избиения Марианны Юханом в «Сценах из супружеской жизни».

Есть несколько сквозных тем, исследованию которых было отдано немало творческих сил режиссера. Среди них особо можно выделить две: вера, религия и психология пола, преимущественно женского.

Бергман происходил из строгой пасторской протестантской семьи. Впечатления детства отложились в его жизни навязчивыми психологическими комплексами и страхами. В его творчестве это отразилось в таких шедеврах как «Улыбки летней ночи» (1955), «Седьмая печать» (1957), «Земляничная поляна» (1957), «Фанни и Александр» (1982).

В отношении же пола и секса есть две точки зрения. Согласно одной из них, Бергман использовал актрис, да и актеров тоже, как средство показа своих представлений о существе людей, преимущественно женщин, но иногда и мужчин. Ради достижения результата своих целей он был готов пойти на многое: очаровать и влюбить их в себя, но мог пойти и на откровенный обман. Так одному из актеров, желая более тонко «настроить» его на роль, он поставил свой «медицинский диагноз», чем временно превратил в потребителя совершенно не нужного ему лекарства.

Согласно другой версии, Бергман был откровенным эротоманом, использовавшим свое «служебной положение». Подтверждение этого предположения мы без труда находим у других кинодеятелей в прошлом (Иван Пырьев) и сегодняшнем (Харви Вайнштейн) кинематографе.

Когда в 1984 году обиженный Бергман после известного налогового скандала возвращается в Швецию, он предстал там героем, которому все позволено. Еще бы, ведь сам министр культуры просил его вернуться. Фактически он стал в Швеции самым влиятельным человеком, по крайней мере в области культуры. Кино, театр, телевидение – все оказалось в его руках, и он пользовался своей неограниченной властью без всякого стеснения – вел себя на репетициях и съемках как неограниченный феодал.

Не сложились у Бергмана отношения с животными. Взятая для съемок кошка постоянно от него убегала, а дрессировщик медведя велел ему извиниться, не перед ним, нет, а перед медведем.

Вот так показала нам Яне Магнуссон «лучшего режиссера всех времен и народов», как иногда его называют, но зрители увидели в картине преимущественно человека, а не режиссера, со всеми его психозами и неврозами, а «если убрать из этой личности все неврозы, то он перестанет снимать кино», заметил психолог.

В 1997 году в Каннах Бергману, единственному, кто заслужил такую награду, была присуждена «Пальмовая ветвь пальмовых ветвей». Мировая премьера фильма «Бергман» состоялась в тех же Каннах, где была номинирована на премию «Золотой глаз» (2018).

 

 

Один комментарий к “О фильме «Бергман»

  1. «16-тилетним школьником посетил Бергман нацистскую Германию и некоторое время был очарован ею. Даже после войны он считал рассказы о лагерях смерти пропагандой и ложью. Нацизм в Швеции был тогда в моде и семья Бергманов, (священнослужитель-отец и братья Даг и Ингмар) была вовлечена в эту идеологию».
    ————————————————————
    Нам говорят, что Бергман был гением, простим ему грех молодости. Нам также недавно сказали, что Солженицым — гений, простим ему грех его последней книги. Где же предел, после которого гениям надо прощать злодейство (или, наоборот, где предел, после которого нельзя прощать злодейство)?

Добавить комментарий