Фильм, снятый в 1966 году Майком Николсом (имя при рождении Михаил Игорь Пешковский), стал дебютом для режиссера, впоследствии получившем все главные награды американской индустрии развлечений. Фильм, отнесенный к классике социальной драмы, в 2013 году был внесен в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США. Оглушительный успех фильма в Америке стал частичной причиной отмены, уже через два года после его выхода, так называемого кодекса Хейса, принятого еще в 1930 году и бывшим неформальным действующим национальным стандартом, положения которого, в частности, предусматривали:
— недопустимость подрыва нравственных устоев зрителей;
— показ нравственно правильных моделей поведения в жизни;
— уважение писаных и неписаных законов страны;
— уважение брака и семейной жизни, считавшиеся высшими жизненными ценностями.
Отмена кодекса Хейса в 1967-68 годах диктовалось невозможностью соперничать с хлынувшими в эти годы в Америку фильмами итальянского неореализма и французской «новой волны», оказавшихся честнее голливудских фильмов и потому вытеснявших их в прокате. Фильм Майка Николса был снят по одноименной пьесе Эдварда Олби, вызвавшей в свое время скандал, приведший к неприсуждению ее автору Пулицеровской премии. Название пьесы и фильма отсылает к имени английской писательницы-феминистки Вирджинии Вулф, покончившей с собой самоубийством. В тоже время имя Вулф созвучно слову «wolf», что русскоязычным зрителям может напоминать об английской сказке, в пересказе Сергея Михалкова, «Нам не страшен серый волк».
Почти невозможно смотреть этот фильм – два часа сплошной ругани двух супругов – профессора истории колледжа в Новой Англии Джорджа (Ричард Бёртон) и его жены Марты (Элизабет Тейлор). Каждый из двух главных героев фильма стремится победить в этой ругани своего «противника» и в тоже время ясно видится их определенное «содружество», привыкшее к таким схваткам, без которого они уже не могут жить. Желание победы особенно усиливается наличием двух зрителей – коллеги Джорджа по колледжу Ника (Джордж Сигал) и его жены Хани (Сэнди Деннис). Вторая супружеская пара, поначалу кажущаяся антиподом паре Джордж — Марта, постепенно «раскрывает» себя, Таким образом, зрителю представляется кошмар супружеской жизни в двух вариантах. Вторая супружеская пара оказывается ничуть не лучше первой, просто первая проявляет себя с полной и явной откровенностью, а про вторую можно сказать – «в тихом омуте черти водятся».
В сюжете пьесы и фильма есть много явных и неявных загадок, о которых предстоит подумать зрителю. Этими загадками являются: был ли у Джорджа и Марты сын, судьба обоих родителей Джорджа, поведение Марты по отношению к предполагаемому сыну и другие. Успех фильма был подогрет именами двух главных исполнителей – Ричарда Бёртона и Элизабет Тейлор. Бёртон и Тейлор дважды на протяжении 12 лет регистрировали свой брак и дважды разводились. Им не надо было вживаться в исполняемые роли, они играли их в своей жизни.
Фильм оказался последней черно-белой картиной для студии Warner Bros, после него началась эпоха «нового Голливуда» — эпоха цветного кино. В 1967 году фильм собрал главные кинонаграды года: пять премий «Оскар», три премии «BAFTA», премия Национального совета кинокритиков США (Элизабет Тейлор), премия Гильдии киносценаристов США (Эрнест Леман).
Один комментарий к “Фильм «Кто боится Вирджинии Вулф»”