О фильме «Нефть»

О фильме «Нефть»

Когда я писал о фильме «Призрачная нить» (http://blogs.7iskusstv.com/?p=65035), я думал, что в нем актер Дэниел Дэй-Льюис сыграл свою лучшую роль. Я ошибся. Лучшая роль Дэниела Дэй-Льюиса сыграна в фильме «Нефть» (США, 2007) того же режиссера Пола Андерсона, снятого по мотивам одноименного романа американского классика-социалиста по убеждениям Эптона Синклера (1927 год выхода романа). В фильме «Нефть» роль Дэниела Дэй-Льюиса оказалась гораздо более драматичной, а также  выпуклой до предела.

Начало действия фильма относится к самому концу 19 века, происходит в Калифорнии. Главный герой Дэниел Плэйнвью в поисках золота и серебра случайно обнаруживает нефть и с этого времени становится нефтедобытчиком. Убеждениями, хитростью, обманом, иногда угрозами он скупает близлежащие участки земли и ставит на них нефтяные вышки. Для создания себе имиджа семейного человека  Плэйнвью усыновляет маленького мальчика, выдавая его за своего законнорожденного сына. Его выступления перед своими работниками подкупают своей внешней искренностью, он обещает им построить дома, школу, провести дороги. Его антипод, священник Илай (арт. Пол Дано) тоже обладает даром убеждения. Илай вынуждает  Плэйнвью дать обещание построить церковь и выделить на нее 5 тысяч долларов. На одной из вышек происходит взрыв, в результате которого усыновленный мальчик теряет слух.  Илай утверждает, что это божья кара за невыполнение обещаний  Плэйнвью.  Не желая всерьез заниматься лечением мальчика, Плэйнвью сажает его в поезд и оставляет его в нем. Неожиданно на нефтяном прииске появляется Генри (Кевин О’Коннор), назвавший себя братом  Плэйнвью.  Плэйнвью проверяет его, выясняется, что он самозванец. Взяв с собой Генри в деловую поездку,   Плэйнвью убивает его и закапывает в канаве с водой. К Плэйнвью приходит владелец близлежащего участка, обещая сдать его Плэйнвью в аренду, если тот выполнит свои обязательства в отношении церкви, покается в том, что он бросил ребенка, и сам станет прихожанином этой церкви. Илай проводит обряд публичного покаяния Плэйнвью.

Ребенок между тем подрастает, становится взрослым юношей. Он хочет уехать в Мексику, открыть там свое нефтяное дело, стать в некотором смысле конкурентом Плэйнвью.  Плэйнвью прогоняет его. К разбогатевшему Плэйнвью приходит Илай, который предлагает ему сдать в аренду участок, если тот даст, наконец, обещанные ранее для церкви деньги. Плэйнвью притворно соглашается при условии, что сам Илай громко отречется от бога и признает себя лжепророком. Илай выполняет требования Плэйнвью, после этого Плэйнвью высмеивает Илая, говоря, что обещанный Илаем участок совершенно обесценился, так как он истощен посредством дренажа. Илай находится в панике, Плэйнвью же, в состоянии опьянения, убивает его кеглей от боулинга. Последние слова фильма – слова  Плэйнвью «I’m finished» («Я кончил»).

Роман Синклера заканчивается не так.  Социалист Синклер – доводит его действие до профсоюзной стачки рабочих промысла и даже до некоторого перевоспитания нефтепромышленника. Это совершенно не входило в планы Пола Андерсона. Как во всех своих фильмах режиссер тщательно готовился к съемкам, изучая все тонкости нефтяного дела, от поиска нефти до ее реализации. Однако для Андерсона Плэйнвью не был жищником-капиталистом, ведь и сам он, режиссер, наверное, не социалист. Пол Андерсон задался целью исследовать натуру человека, целиком поглощенного делом, в данном случае делом преумножения денег. При этом, возможно, важны не деньги сами по себе, а процесс их приобретения. Герой Андерсона Плэйнвью смотрит как бы внутрь самого себя — до какой стадии он может дойти в безнаказанном приобретении богатства: бросил ребенка – сошло с рук, убил лжебрата – опять сошло, надругался над богом и убил его проповедника (не важно, есть бог или его нет) – снова может сойти. Плэйнвью, как бы спрашивает себя по Достоевскому: кто я тварь дрожащая или кто, и нет для него иного способа определить для себя это, кроме как преступить и убить человека. При этом герой фильма Андерсона – не тупая и холодная колода, он вполне наглядно демонстрирует зрителям  всю возможную гамму отчаяния и бесчувствия, истерики и торжества.

Российские прокатчики предпочли дать фильму собственное название романа Синклера («Нефть»), хотя в оригинальной версии фильм назывался «И будет кровь», как цитата из Библии (Исход, 7:19). На мой взгляд, исходное название фильма показывало вектор изменения его идеологии по сравнению с книгой, а именно в гуманистическую сторону в противовес более социологическому направлению взглядов писателя. В первые два года после выхода фильма на экраны он получил многочисленные награды и номинации, из которых отмечу здесь лишь премии Берлинского фестиваля 2008 года за лучшую режиссуру Полу Томасу Андерсону и за музыку к фильму Джонни Гринвуду, а также премии Оскар-2008 Дэниелю Дэй-Льюису – лучшая мужская роль и Роберту Элсуиту – лучшая работа оператора.

 

Добавить комментарий