Дмитрий Быков. Вечный Жид. Эссе

Вечный Жид

1

Андре Жиду (1869-1951) повезло: он вошёл в русский фольклор. «Фейхтвангер у дверей стоит с печальным видом — ах, как бы сей еврей не оказался Жидом» — приписывается Кольцову, да кому только не приписывалось. Значит, истинно народное. Повод — выход в Париже «Возвращения из СССР» Андре Жида и приглашение Лиона Фейхтвангера, чтобы уж он-то написал то, что надо. Вышло так, что 100-страничное «Возвращение из СССР» оказалось самой известной и по-человечески самой значительной книгой этого действительно большого писателя, нобелевского лауреата 1947 года, автора нескольких первоклассных романов, из которых наиболее известны «Фальшивомонетчики» и «Подземелья Ватикана». Не сказать чтобы это была великая проза, в случае Жида гораздо значительнее его путь. Не было такой литературной и политической моды, мимо которой он прошёл бы. Всем занимался, был даже мэром Ла-Рока; выдумал нарциссизм как философию — и его «Миф о Нарциссе» до известной степени предваряет «Миф о Сизифе» Камю. Экзистенциализмом он тоже увлекался. Фрейдизмом. Ругал католицизм — и не без оснований называл себя самым истовым христианином, какого можно вообразить. Верил в коммунизм, столь же искренне в нём разуверился. Одобрял в 1940 году коллаборационизм Петена, полностью разочаровался в нём, уехал в Тунис, благо можно было. Главным его сочинением после смерти, как часто бывает с такими людьми, оказался трёхтомный «Дневник», который он сам издавал в последние годы. Только про фашизм всё понял сразу, ибо обладал безошибочным эстетическим чутьём; эстетика помогла ему и в Советском Союзе. Справедливости ради добавим, что оба они с Манном, проходя одни и те же этапы, прошли также и через некоторое увлечение гомосексуализмом, следы которого можно найти в «Фальшивомонетчиках» и «Смерти в Венеции»; наверное, этот опыт им понадобился не для острых ощущений, а для более точного понимания, что такое быть совершенно не таким; в случае Жида тут было, конечно, серьёзное влияние Уайльда, в которого он был влюблён в 1891 году и от которого не отвернулся в 1897-м, навещал, пытался помочь, отлично понимая, что помочь нельзя.

Читать эссе полностью здесь:

2 комментария для “Дмитрий Быков. Вечный Жид. Эссе

    1. «Андре Жиду (1869-1951) повезло: он вошёл в русский фольклор. «Фейхтвангер у дверей стоит с печальным видом — ах, как бы сей еврей не оказался Жидом» — приписывается Кольцову, да кому только не приписывалось. Значит, истинно народное…»
      ———————————————-
      Moжно ли верить Д.Б.? Трудно сказать, не во всём. Запомнились ответы на этот вопрос — лаконичный — Инны Ослон и подробный, обстоятельный — Евгения М. Полагаю, что публицист Д.М. свой народ знает. Возможно, встречался с «кольцовыми» и т.п.. В России били «не по паспорту, а по морде…» Тысяча извинений, у меня ЛИЦО Дм. Льв. таких эмоций не вызывает, но я — не в Москве, а про Кольцова разводить дискуссий не хочется. Некогда, коза не доена, капуста не высажена, — конь не валялся, можно сказать 🙂

Добавить комментарий