Мой младший брат в молодые годы сильно увлекался пантомимой — настолько, что даже попал в московский театр в линию миманса. Ну, он там не задержался — а потом мы уехали в Америку. Прошло несколько лет, и, уже обустроившись и попривыкнув на новом месте, мой брат увидел в газете объявление: Марсель Марсо стал вести летние семинары в университете, в Мичигане. Попасть на них было сравнительно нетрудно: следовало послать туда свое записанное на видео выступление — и тебя либо принимали, либо нет.
Брата приняли — и он потом три года подряд летал летом в Мичиган на учебу.
А посколько Марсель Марсо знаменитость, то к концу каждого семинара там собирались журналисты со всей страны, которые и расспрашивали маэстро о путях его творчества.
И вот, одна дама-критик из Нью-Йорка говорит, что один из номеров Марсо — тот, в котором его руки как бы ведут диалог друг с другом как две разные личности — ее просто потряс:
«Одна из ваших рук — холодна, рассудочна и цинична. Она только и норовит загрести себе как можно больше — в то время как вторая рука ведет себя совершенно иначе: она ранима, эмоциональна, и при этом настолько, что даже прощает своему партнеру и холод, и эгоизм. И эту роль вы отдали своей левой руке.
Это потому, что она идет от сердца?»
Марсо посмотрел на нее и ответил:
«Я левша».
Весьма поучительно для любителей находить подтекст там, где его нет.
Пара слово о семинаре Марселя Марсо …