Анатолий Зеликман. Н. Лесков: О десяти заповедях, данных на Синае через Моисея

Исполнилось 120 лет со дня смерти известного русского писателя Лескова Николая Семёновича (1831 – 1895). Мне как еврею и, думаю, всем русскоязычным евреям писатель близок и симпатичен за его глубокое понимание проблем русского еврейства, высказанное им очерке “Евреи в России”. Этот очерк был подготовлен в 1883 г. по запросу соответствующей особой комиссии после волны погромов, прокатившейся на юге России. Нельзя не согласиться с В.Соловьевым, что это лучший трактат по данному предмету как по полноте и силе аргументации, так и по живости изложения. Автор по существу вовсе не объясняется в любви к евреям (достаточно вспомнить “Ракушанского меламеда” или “Владычный суд”, “жидовскую кувырколегию”), он больше отталкивается от интересов русского народа, которому евреи не помеха, а полезное, даже оздоровляющее пополнение. Как это ни удивительно, но лесковский «Еврей в России» сегодня читается как рецензия на первый том солженицынских «Двести лет вместе», хотя написана была брошюра в 1883 году, аж за 125 лет до! Тем, кто познакомился с первым томом солженицынских «Двести лет вместе», можно порекомедовать перечитать Лескова, снова восхититься его талантливым повествованием, однако еще больше — по контрасту с Солженицыным — глубиной понимания темы, а также тем, что мы сегодня называем христианским гуманизмом. Лесков камня на камне не оставляет от мифа о спаивании русских евреями, об их, евреев, патологическом отвращении к земледельческому труду и вообще о нежелании заниматься производительным трудом, но исключительно торговлей и посредничеством и т.д., и т.п., что вытекает из книги Солженицына. И что еще очень важно: книга Лескова написана в очень доброй и сочувственной тональности, она сострадательна к евреям. Он их любит, но не потому, что они евреи, а потому, что они — тоже люди и в этом отношении ничем не отличаются от русских, немцев, китайцев и т.д…

Читать дальше здесь:

http://evreimir.com/97545/n-leskov-o-desyati-zapovedyah-dannyh-na/ 

 

Один комментарий к “Анатолий Зеликман. Н. Лесков: О десяти заповедях, данных на Синае через Моисея

  1. Анатолий Зеликман. Н. Лесков: О десяти заповедях, данных на Синае через Моисея

    Исполнилось 120 лет со дня смерти известного русского писателя Лескова Николая Семёновича (1831 – 1895). Мне как еврею и, думаю, всем русскоязычным евреям писатель близок и симпатичен за его глубокое понимание проблем русского еврейства, высказанное им очерке “Евреи в России”. Этот очерк был подготовлен в 1883 г. по запросу соответствующей особой комиссии после волны погромов, прокатившейся на юге России. Нельзя не согласиться с В.Соловьевым, что это лучший трактат по данному предмету как по полноте и силе аргументации, так и по живости изложения. Автор по существу вовсе не объясняется в любви к евреям (достаточно вспомнить “Ракушанского меламеда” или “Владычный суд”, “жидовскую кувырколегию”), он больше отталкивается от интересов русского народа, которому евреи не помеха, а полезное, даже оздоровляющее пополнение. Как это ни удивительно, но лесковский «Еврей в России» сегодня читается как рецензия на первый том солженицынских «Двести лет вместе», хотя написана была брошюра в 1883 году, аж за 125 лет до! Тем, кто познакомился с первым томом солженицынских «Двести лет вместе», можно порекомедовать перечитать Лескова, снова восхититься его талантливым повествованием, однако еще больше — по контрасту с Солженицыным — глубиной понимания темы, а также тем, что мы сегодня называем христианским гуманизмом. Лесков камня на камне не оставляет от мифа о спаивании русских евреями, об их, евреев, патологическом отвращении к земледельческому труду и вообще о нежелании заниматься производительным трудом, но исключительно торговлей и посредничеством и т.д., и т.п., что вытекает из книги Солженицына. И что еще очень важно: книга Лескова написана в очень доброй и сочувственной тональности, она сострадательна к евреям. Он их любит, но не потому, что они евреи, а потому, что они — тоже люди и в этом отношении ничем не отличаются от русских, немцев, китайцев и т.д…

Добавить комментарий