«Вера – это возвышенная поэзия мира, её источник – божественная природа, заложенная в глубине души человека; постижение её внутренней сути приносит бесконечное счастье и наслаждение. Тора со всеми её строгими ограничениями и предписаниями построена согласно этой высшей поэзии святости.
Души, наполненные великолепной поэзией, подчас страдают от частностей практических законов Торы. Но все же они знают, что меры и ограничения заложены в основы мироздания; и даже поэтическое озарение должно быть обличено в строго выверенную словесную форму, поэтому они с любовью принимают все ограничения, продолжая излучать свет любви и поэзии в этих четко отмеренных сочетаниях слов. Благодаря своему терпению, они возвышаются, и мир возвышается вместе с ними.
Люди нетерпеливые, с душами незрелыми, не могут вынести этих тесных рамок и отчаянно бунтуют. Но и в этом бунте – голос Бога живого и свет будущего спасения, который откроется, чтобы исправить все отклонения и искажения. И сердца сыновей возвратятся к отцам, [1] и твои сыновья построят мир, потому что будут учениками Бога,[2] мудростью основавшего землю.[3]»
***
«Мировоззрение открытое и рациональное должно всегда объединяться с взглядом и философией скрытой и мистической1. И только из двух их вместе, как из их общих вещей, так и из множества их деталей, произрастет песнь2, усилится мощь, воссияет красота и увеличится знание3.»
***
«Вера, с которой разум не может согласиться1, пробуждает в человеке гнев и жестокость2, поскольку в такой ситуации высшая сторона в человеке, каковой является разум, становится «убогой» (униженной, жалкой)3 из-за такой веры4.
Однако высшая вера, несмотря на то, что она весьма скрыта (непостижима), и пути Всевышнего – чудесны5, при этом есть в них (в высшей вере и в путях Бога) такое великое наслаждение, что гнев, возникающий из-за принуждения разума, сразу пропадает, и сам он превращается в великую сладость и в блистательный свет, поскольку проявление Всевышнего соединяется с ним6, и спускается оно до нижней веры, соединяясь с прямым (честным, прямодушным) сознанием, которое присутствует в открытом мире7.
Тогда скрытый и открытый миры делаются соответствующими друг другу, и строят вместе Дом Израиля8, в двойной красоте, и это приводит его в ликование.»
***
«Известно нам на основании Каббалы1, что восстание против духовности2 будет в Стране Израиля и в еврейском народе в начале процесса национального возрождения3.
А именно: произойдет так, что материальное благополучие, которого достигнет часть народа, которая вообразит себе, что они уже достигли всех своих целей4, будет способствовать «мельчанию» их души.
И тогда придут дни, о которых скажешь: «не хотел бы я их».5
Стремление к идеалам возвышенным и святым совершенно исчезнет6, и, соответственно, сникнет и падет дух7.
И все это продлится до тех пор, пока не придет буря8, и она совершит переворот, когда всем станет ясно, что основа силы Израиля – в Боге9, который Святой миров10, в свете Всевышнего, в Его Торе11, в страсти к духовному свету, который есть источник настоящего мужества, которое и может победить все миры и все их силы.
Необходимость этого восстания против духовности12 состоит в склонности к материальной стороне, которая в народе в целом обязана проявиться (в начале мессианского процесса) необычайно сильно, по причине того, что прошли многие века13, когда у народа в целом14 не было возможности и надобности заниматься материальной стороной жизни.
И эта склонность15, когда она рождается, поступь ее будет тяжелой, яростной16, и она будет рождать бурю17.
И это и есть родовые муки Машиаха, которые облагородят весь мир в целом своими страданиями.»
***
««И я нахожусь в изгнании…», – говорит пророк Иехезкиэль (1:1). Здесь говорится также и о нашем внутреннем Я1, которое находится в изгнании. Я индивидуума и Я общества2 раскрывается только в соответствии с мерой его собственной святости и чистоты3, в соответствии с мерой высшей мощи (гвура), впитывающей чистый свет высшего сияния, – мощи, разгорающейся в нем4.
Согрешили и мы вместе с праотцами нашими грехом Адама, который стал чужим для собственной сущности, когда он склонился к мнению Змея и потерял себя5, и не смог дать ясный ответ на вопрос Бога «Где ты?» (Бытие, 3:9), потому что не знал своей души, потому что потерял свое истинное Я6.
Согрешил Израиль, блудно следуя чужим богам, оставил свое истинное Я7.
Согрешила также и Земля, изменила своей сущности, приуменьшила свои силы, устремилась вслед за односторонним подходом и быстрыми достижениями, не реализовала своего потенциала, не сделала деревья по вкусу такими же, как их плоды8, вознесла глаза свои вовне, возмечтала о судьбах и достижениях9.
Недовольна была Луна своей судьбой, потеряла свою сущность, не радовалась своей участи, возмечтала о внешнем великолепии царей10.
И так идет мир и хромает, когда каждый теряет свое Я, индивидуум и общество.
Приходят педагоги, получившие образование, смотрят на внешнюю сторону; также и они не обращают никакого внимания на Я11 – и тем самым добавляют соломы в костер, жаждущих поят уксусом, пичкают мозг и сердце вещами посторонними для них. И Я все более забывается.
И из-за того, что нет Я, нет также ОН12, и тем более нет ТЫ13.
«Машиах Господа – он дыхание наших ноздрей» (Эйха 4:20)14.И в этом его сила и величие, он не чужой нам, он «дыхание наших ноздрей». Господа Бога нашего и Давида, царя нашего, мы ищем, перед Богом и его благостью будем трепетать – и этим мы ищем наше собственное Я15, нашу собственную суть мы ищем и найдем. И удалим всех богов чуждых, все постороннее и чужое. «И познаете вы, что Я – Господь, Бог ваш, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вам Богом. Я – Господь» (Исход, 6:7; Левит, 22:33)16»
Сегодня — йорцайт рава Кука
http://ejwiki-books.com/rav-kook/
«Вера, с которой разум не может согласиться1, пробуждает в человеке гнев и жестокость2, поскольку в такой ситуации высшая сторона в человеке, каковой является разум, становится «убогой» (униженной, жалкой)»
—————
спасибо + Shabat Shalom.
Сегодня — йорцайт рава Кука