О российском самообольщении и отсталости… Только кооператоры России не были подвержены самообольщению…

О российском самообольщении и отсталости…

Только кооператоры России не были подвержены самообольщению…

 

«Самообольщение и самомнение препятствовали русскому обществу вникнуть в суть вопросов, подлежащих решению.

ДА И САМИХ-ТО ВОПРОСОВ БЫЛО СЛИШКОМ МНОГО.

Хотели все зараз перевернуть вверх дном.

 Умышленное игнорирование истории других народов сказывалось на неимоверных скачках и скороспелых решениях.

Легенда о НЕОБЫЧАЙНОМ ПРЕВОСХОДСТВЕ СЛАВЯНО-РУССКОГО ПЛЕМЕНИ над старыми культурными нациями льстила ужасно нашему самолюбию, но, к сожалению, не находила себе нигде оправдания.

Беспрерывное восхваление РУССКОГО УМА вселило в понятиях общества представление о каком-то неоспоримом и нераздельном с другими народами обладании ЧУДОДЕЙСТВЕННЫМ КАМНЕМ МУДРОСТИ.

Нигде во всей ЕВРОПЕ я не слыхал столько споров об «УМЕ», как в России. НО и нигде не приходилось так часто встречаться с «ДУРАКАМИ» и ГЛУПЫМИ (по определению других людей), как у нас.

Чем больше человек по общественному или служебному положению, тем оказывается он глупее.

Я никогда не замечал на Западе, чтобы кого-нибудь из высших руководителей государственного механизма обзывали ДУРАКОМ.

Вообще, что такое УМ?

Где формула для его измерения?

Чем выражается он в жизненном обиходе?

Если русский народ умнее всех, то невольно зарождается вопрос:

ПОЧЕМУ МЫ ТАК ОТСТАЛИ В ДУХОВНОМ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ?

Что толку в нашем уме?

Древняя греко-римская культура наградила западные народы громадным запасом ПИТАТЕЛЬНОГО УМСТВЕННОГО КАПИТАЛА.

В перечне предметов, доставшихся по наследству этим народам от Афин и Рима, значатся  разработанная философия, юриспруденция, дивная поэзия вместе с высокохудожественными произведениями искусства.

ГЛАВНАЯ БЕДА НЕ В ОТСТАЛОСТИ, А В НЕПРИЗНАНИИ ТАКОВОЙ.

УМ без энергии, творческой силы и дисциплинированности не имеет никакой цены.

ЛЮТЕРАНСКАЯ КУЛЬТУРА развивала индивидуальную самодеятельность в каждом человеке, а не старалась ОБЕЗЛИЧИТЬ ЕГО и приписать отделившуюся личность обратно к стаду.

У НАС ЖЕ ПОСТУПАЛИ ВСЕГДА НАОБОРОТ.

И без того развитое в русском народе стадное влечение поощрялось всеми возможными искусственными мерами, как, например, общинным владением землей, вследствие чего парализовалась всякая частная предприимчивость.

Не умели также разграничивать сферу общих интересов и частных.

ТАМ, ГДЕ НЕОБХОДИМЫ БЫЛИ ДРУЖНЫЕ УСИЛИЯ МАСС, ИХ НИКОГДА НЕ ОКАЗЫВАЛОСЬ.

Имея в своем распоряжении в продолжении веков ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ РАБОВ не могли у нас создать хотя бы мало-мальски ХОРОШУ, СЕТЬ ДОРОГ.

Распутица наносила и наносит сейчас России сотни миллионов ежегодного убытка, но никто не возбуждает серьезно вопроса и не вступает в борьбу с таким вековым злом.

Наши патентованные прогрессисты любили витать в облаках крайне отвлеченных психологических и социалистических идей, совершенно забывая о ЗЕМЛЕ.

ОНИ КАК БЫ УТРАЧИВАЛИ СПОСОБНОСТЬ СМОТРЕТЬ СЕБЕ ПОД НОГИ.

Проявление интереса к нуждам повседневной жизни считалось признаком ограниченности.

О том, как бы улучшить свой домашний обиход в смысле гигиеничности и безопасности в пожарном отношении, никто из этих МУДРЕЦОВ даже не помышлял.

Повальные болезни вместе с огненной стихией гуляли в нашем губернском городе без стеснения.

Манифест 19 ФЕВРАЛЯ 1861 ГОДА вселил в крестьянскую среду тихую радость с чувством глубокой благодарности.

Однако, к великому горю нашего отечества, правительство забыло приступить тотчас же по освобождению крестьян от физического рабства и к ОСВОБОЖДЕНИЮ ИХ ОТ ТЬМЫ НЕВЕЖЕСТВА.

Этой непростительной ошибкой вздумала воспользоваться КРАЙНЯЯ РАДИКАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ, если о таковой можно у нас говорить.

До смешного наивное увлечение ХОЖДЕНИЕМ В НАРОД потерпело нравственное крушение спустя каких-нибудь два-три года.

Ходоки из бывших СТУДЕНТОВ-НЕДОУЧЕК скоро убедились, что втолковать что-либо русскому мужику из политического репертуара – дело архиневозможное.

В подобном предприятии они не могли конкурировать с ПОСЛЕДНИМ СЕЛЬСКИМ СВИНОПАСОМ, доводы которого для крестьян были гораздо убедительнее уже по одной их УДОБОПОНЯТНОСТИ.

Сотни таких интеллигентных агитаторов не в силах были ВЗБУДАРАЖИТЬ НИ ОДНОЙ ЗАХУДАЛОЙ ДЕРЕВУШКИ».

М. Станиславский «О нашем самообольщении и отсталости» — «Новый журнал литературы, искусства и науки», 1905, №7, с.38-43.

А что же писали российские кооператоры.

КООПЕРАТИВНАЯ РОССИЯ:

«В настоящее время в России действует не меньше 40.000 всякого рода кооперативных учреждений. Средства их не очень далеки от 1 миллиарда рублей (на сегодня это, по самым скромным подсчетам – ТРИ ТРИЛЛИОНА рублей – А.Р.).

Объединяют они не менее 12 миллионов человек. Прикиньте, сколько это будет с семьями – и увидите, что РУССКОЕ КООПЕРАТИВНОЕ ЦАРСТВО охватывает 40-50 миллионов человек заинтересованного в кооперации населения. Это население ВЕЛИКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ.

В сущности, все теперешнее кооперативное движение народа началось лишь с 1905 года.

Не будем обольщаться.

При громадной численности кооперация наша еще очень слаба.

Но не забудем, что настоящей жизнью она живет всего 10 лет.

И все же она многого уже достигла и обнаруживает не только быстрый количественный, но и качественный рост.

С каждым днем кооперация укрепляется материально и внутренне, духовно.

Крупные завоевания – дело ближайших лет.

Хороший пример – льноводная кооперация, которая за короткое время создала ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОЮЗ для целей сбыта льна, главным образом за границу.

Есть у нас уже и блестящая страница в сельскохозяйственной кооперации.

Это – сибирские маслодельные артели, которые, при посредстве СВОЕГО СОЮЗА, давно наладили сбыт масла ПРЯМО НА АНГЛИЙСКИЙ РЫНОК.

Оборот СОЮЗА достиг в 1914 году громадной цифры – 20 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ (на сегодня это, по меньшей мере, – 60 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ).

Причем половина этой цифры приходится на АРТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ ЛАВКИ.

В Западной Сибири кооперация близка к своей прямой цели – ПОЛНОМУ ВЫТЕСНЕНИЮ ЧАСТНОГО ТОРГОВОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛА.

Быстрые успехи делает и потребительная кооперация.

Лучший пример – ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ее: Московский союз потребительных обществ, который объединяет 1600 обществ и обороты которого достигли в 1915 году 20 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ.

КООПЕРАТИВНАЯ РОССИЯ – ЭТО НОВАЯ РОССИЯ.

ТЕНЕЙ В НЕЙ МНОГО – НЕ СТАНЕМ ЭТОГО ОТРИЦАТЬ.

Но из того яркого и положительного, что есть в русской жизни, быть может, наибольшая часть, все наиболее прочное и ценное – связано с УСПЕХОМ КООПЕРАТИВНОГО ДЕЛА.

Из статьи А. Меркулова в «Крестьянской газете».

Газета «Кама» (Сарапул), №57 от 12 марта 1916 года, с.4.

ГОРЕ КООПЕРАЦИИ:

«Горе это – малоразвитость масс.

Недаром ПРОКОПОВИЧ говорит:

«УСПЕХ КООПЕРАТИВНОГО ДЕЛА не может быть создан силами отдельных личностей. Творческая роль принадлежит в нем массам».

Кооператив тогда силен в себе, когда члены его НЕ ДРЕМЛЮТ МЫСЛЬЮ, КОГДА ЧЛЕНЫ ЕГО НЕ РАБЫ ВОЖАКОВ, не орудие в руках опытных, хотя бы и честных «единиц».

Горе кооперативов «ТЕМНОТА МАСС» часто дополняется еще и другим горем: борьбой, происходящей между расколовшейся на кружки деревенской интеллигенцией.

Расколовшаяся по совершенно случайным причинам, деревенская интеллигенция тем самым наносит СТРАШНЫЙ ВРЕД ЖИЗНИ КООПЕРАТИВА.

Мы, всех сортов и гильдий интеллигенты, в своих распрях грешно забываем массу, которая сама не принимает участия в полемике, хотя бы мы сами и пережевывали в спорах самую животрепещущую проблему.

И робость, и неразвитость, и все, что угодно, — не дает мужику возможности раскачаться.

УМ РЯДОВОГО КРЕСТЬЯНИНА ТЯЖЕЛ НА ПОДЪЕМ».

Газета «Кама» (Сарапул), №74 от 2 апреля 1916 года, с.4.

Любопытно, что значение кооперации в 1916 году уже начали понимать и губернаторы.

ГУБЕРНАТОР И КООПЕРАТИВЫ:

«Кооперативы начинают получать признание с той стороны, откуда его до сих пор меньше всего можно было ожидать.

Недавно открывшееся в селе Шаблыкино общество потребителей, по сообщению газет, в день своего открытия получило от ГУБЕРНАТОРА телеграмму такого содержания:

«В тяжелые дни ЗЛОСТНОЙ НАЖИВЫ ТОРГАШЕЙ особенно приятно приветствовать ваше доброе начинание РАЗУМНОЙ БОРЬБЫ СОЗДАНИЕМ КООПЕРАТИВНОЙ ЛАВКИ, заслуживающее всеобщего подражания.

ПРОШУ РАССЧИТЫВАТЬ НА МОЕ ПОЛНОЕ СОДЕЙСТВИЕ».

Газета «Кама» (Сарапул), №78 от 7 апреля 1916 года, с.3.

А вот что писал в те годы о проблемах России известный ученый-экономист и писатель Иван Христофорович Озеров:

 

«Надо уметь быть организованными и уметь совместно действовать. Этого качества у нас нет. Мы индивидуалисты. У нас нет навыков в совместной деятельности. Наша история последнего времени, уклад нашей жизни не содействовали у нас развитию этих качеств.

Мы были разрознены, сидели, как пауки по углам, и потому мы не умели совместно действовать. А между тем, организованность – огромная сила.

Надо отбросить барьеры, которыми уставлена наша жизнь. Надо не только дать свободу человеку и влить в него свободу. Надо вырастить у нас людей сильных волей и крепких. Весь уклад жизни у нас был не тот. Мы культивировали у себя людей-зайцев. У нас была культура заячья. Мы их разводили везде. Зайцу мы давали дорогу и в школе, и в литературе, и в жизни, и на государственной службе.

Ведь творцом в жизни являются не железные дороги, не банки, а зиждительный дух человека.

Человек, окрыляемый этим духом, творит новые формы жизни.

Когда смотришь вокруг себя и умственным взором обнимаешь огромные пространства, занимаемые нами, так и хочется крикнуть: «Да где же тот человек, который мог бы оживить эти спящие богатства? Где тот творец стальной энергии, который мог бы создать великие картины на полотне нашей истории?». Ведь он был у нас прежде и действовал на исторической арене. Ведь мы покорили большие земли, утвердили наше господство в Сибири, на далеком севере. Куда же он ушел? У нас не хотели этого человека, его боялись.

У нас желали могильной тишины, среди которой должны были жить маленькие люди и квакали, только квакали, как лягушки в болоте.

У нас боялись сильной, яркой мысли, стальной энергии. Таких непоседливых, беспокойных людей у нас не любили, не давали дорогу.

Больно, тяжело за нашу землю, за наше население, понуро ходящее по земле.

Мы не привили широким слоям нашего населения жажды творения, желания работать, сознания чувства долго перед страной и родиной. А нашу молодежь мы держим в апатии и не зажигаем в ней жажды творения.

Мы дух творения не только не возжигали, а угашали. И вот результат.

У нас везде барьеры и заборы, везде препятствия, препоны. Этим самым мы отбивали охоту творить, ярко, вдохновенно работать. И русское общество не понимало великого значения работы на экономической арене.

Люди сильные волей, люди, дерзающие свою волю противопоставлять воле других, люди гордо мыслящие, могущие писать на страницах истории, — творят ее. И где таких людей культивируют, те страны идут вперед. У нас, к сожалению, таких людей не культивировали. Наоборот, у нас обрывали ростки свежей мысли.

Мы безвольны. Мы ушли в слова. И дело у нас заслоняется словами. Поэтому мы и стоим на одном месте. Мы очень много говорим, но мало творим.

Англия располагает флотом (12 млн. регистровых тонн). Германия (3,2 млн. тонн). Франция (1,4 млн. тонн). Япония (1,0 млн. тонн). Россия (0,65 млн. тонн). Австро-Венгрия (0,6 млн. тонн).

С 1880 по 1912 год, то есть за 32 года, добыча золота на Аляске увеличилась в 800 раз.

Мы же с 1864 по 1914 год подняли нашу золотодобычу с 1.398 пудов (22,4 тонны) до 3.765 пудов (60,2 тонн). То есть увеличили менее, чем в три раза.

Производительность американского рабочего в золотопромышленности в пять раз выше, чем у наших рабочих на ленских приисках. Заработная плата американского рабочего тоже в четыре раза выше.

Большой интерес представляет описание условий быта американского рабочего.

Плата рабочим на рудниках колеблется от 3 до 4 долларов в день (от 90 до 120 долларов в месяц).

Рабочий уплачивает два доллара в месяц за квартиру, один доллар в пользу клуба и 25 долларов за стол.

А стол там не только обилен, но и изыскан (при трехразовом питании).

Рабочий получает утром (на завтрак). Овсяную кашу с молоком. Бифштекс с луком. Солонину с овощами. Вареный картофель. Яйца. Блинчики. Хлеб. Масло. Мед. Сироп. Кофе. Молоко.

За вторым завтраком он получает. Устричный суп. Вареную баранину с пикулями. Франкфуртские сосиски. Вареную треску. Печеный картофель. Кислую капусту. Зеленый горошек. Сладкий пирог.

За обедом. Жареную лососину. Ростбиф. Печеный картофель. Кукурузу. Вареные бобы. Свежую землянику. Чай. Печенье.

В помещениях для рабочих паровое отопление, электрическое освещение, пружинные кровати, ванные комнаты, бассейн для купания. На приисках – прекрасные клубные помещения с развлечениями для отвлечения людей от пьянства, библиотеками. Делается все, чтобы привлечь хороших рабочих на прииски и привязать их к ним.

Здесь важно создание другого кадра учителей. Учителей Божьей Милостью, которые бы смотрели на учащихся, как на драгоценный материал, вверенный им для чеканки.

Пусть входят они в школу, на кафедру со священным трепетом, и пусть своим священным огнем зажигают сердца.

Мы не дадим гранить алмаз неопытным рукам, а души детей мы отдаем в руки нередко совершенно невежественных лиц.

Пора посмотреть на это открытыми глазами.

Пусть идея создания великой обновленной России греет наши сердца, пусть она жжет наш мозг, пусть она руководит нами в наших желаниях».

Озеров И.Х. – «Новая Россия». Петроград, 1916, с.5-8, 29, 205.

 

Первая публикация:

 

http://kontinentusa.com/o-rossiyskom-samobolschenii-i-otstalosti/

 

 

 

Александр Рашковский, краевед, 22 июня 2017 года.

 

 

Добавить комментарий