К статье Сергея Баймухаметова (http://7i.7iskusstv.com/2017-nomer6-bajmuhametov/)

Земные кончаются тропы у серых морей на краю.
То Азия здесь, то Европа диктуют погоду свою:
То ливень балтийский внезапен, то ветер сибирский жесток.
Полдюжины окон на Запад, полдюжины — на Восток.
А. Городницкий

Статья очень интересная и рассказывает об очень важном процессе. То, что принято называть «игом», было не чем иным как вхождением на правах провинции в обширную империю чингизидов. Принадлежность к империи (любой) имеет свои положительные и отрицательные стороны. Автор подчеркивает положительные, официальная историография России последних веков делала упор исключительно на отрицательные, но сегодня вектор явственно меняется. Почему?

«Европеизация» России началась, собственно, с независимости, с выхода из развалившейся империи. Иван Третий женится на Софии Палеолог, приглашает архитекторов из Италии, дочь выдает за литовского великого князя (католика!) и просит ее в письмах поискать на Западе женихов для сестер, на что она с сожалением отвечает, что на принцесс «греческого закону» у католиков спросу нет. Но дрейф в западную сторону продолжается и завершается резким рывком Петра.

Отсюда, естественно, возникают легенды о призвании князей (не о самом факте, но о том, что причина его – неспособность к созданию собственной государственности), о том, что русские были всегда, по сути, европейцами, и только проклятое «иго» иссушало их душу… Уж не полагаете ли вы, что Маркс до этого сам додумался? Он русской историей не занимался никогда – наверняка повторяет то, что слышал от русских! Так вот, выступление патриарха, на которое ссылается автор, есть свидетельство очень важного процесса, переломного момента в русской истории – отныне вектор ее развития обращен на восток.

Первым серьезным шагом в этом направлении была большевистская революция. Хотя идеология ее вождей была, вроде бы, насквозь западнической, но не ошибся Сергей Есенин (см. «Песнь о великом походе»), утверждая ее антипетровский характер на уровне народа. Потом столица переехала в Москву, потом, готовясь к войне за мировое господство, стали большевики (скорее, в целях пропаганды) возвращаться к русскому национализму, помните:

Мы привыкли брататься с победами,
И опять мы проносим в бою
По дорогам, исхоженным дедами,
Краснозвездную славу свою.

Потом, когда мировое господство накрылось медным тазом, национализм естественно вышел на первое место, и началась пропагандистская кампания, вошедшая в историю под кодовым названием: «Россия – родина слонов». Выглядела она до крайности жалко не только потому, что была сплошным враньем, но, прежде всего, потому что приписывала России заслуги все той же Европы, признавая тем самым ее превосходство, первостепенность именно ее достижений, что в ту пору еще соответствовало действительности.

А теперь? Что же происходит?

Происходят тектонические сдвиги не на внутриимперском, а на мировом уровне. Невозможно уже не замечать, что центр мирового развития перемещается с Запада на Восток. Да, Запад все еще самый богатый, самый передовой, но… уже не самый сильный. И в Российской империи, охватывавшей издавна свой собственный внутренний восток и запад, идет тот же самый процесс.

Когда-то Московия – бывший «Улус Джучи» – перетянула на себя одеяло ослабевшей империи чингизидов, а сегодня Кавказ и Средняя Азия успешно перетягивают на себя одеяло империи Российской. Сие есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Как на нее реагировать – не мне судить, но заявление патриарха, безусловно, часть этой самой реакции.

Добавить комментарий