***
Мараны – это насильно крещеные евреи Испании и Португалии в период 14 – 17 веков. Это определение закрепилось в русскоязычной исторической литературе, где оно потеряло свое начальное презрительное значение (свиньи). На иврите маранов называют «анусим» (принужденные) или «мешумадим» (уничтоженные). Христиане Испании и Португалии называли этих людей, характеру которых приписывались так называемые «типические еврейские черты», «конверсос» (переменившиеся) или «худаисантес» (иудействующие).
«Я повторял «Верую» и молился на свинину. Я слушал мессы и осенял себя крестным знамением, но так никогда и не смог стереть с лица печать выкреста». Эти слова испанского поэта Антона де Монторо характеризуют отношения христианского испанского общества к «новым христианам». Эти отношения не ограничивались отторжением маранов на чисто бытовом уровне. Начиная с 15 (и до 19) века издаются и переиздаются указы о «чистоте крови», в которых маранам ставятся преграды в сфере власти, церкви, образования. Идея такого отношения к маранам заключалась в том, что не следует полагаться на людей, чье обращение в христианство – одна лишь видимость.
Пример отношения к конверсос можно показать рассказом о событиях в Толедо в 1449 году. Новый налог, введенный городскими властями, стал сигналом для недовольства жителей. Был найден виновник введения этого налога – конверсос – откупщик налогов, дом которого был сожжен. Видные конверсос Толедо были арестованы. Их вина была в соблюдении заповедей Торы, и она была доказана. Часть обвиненных погибла на костре, на всех конверсос были наложены правовые ограничения. После вмешательства короля беспорядки были остановлены, а незаконные указы отменены, но психологическая травма, нанесенная событиями, не могла быть забыта.
Некоторые христианские деятели выступили в защиту конверсос: «Израиль – это корень христианского дерева» (Алонсо де Кертахенс), «Это нация того же происхождения, что и Иисус Христос» (Фернан де Толедо). Целью этих слов было ускорение ассимиляции «новых христиан», но при этом имело место и выделение этих людей из христианской среды.
Все эти мнения, однако, никак не влияли на массовое христианское сознание населения. Пример этому – сатирическая литература, направленная против конверсос. Критике подвергались не только «иудействующие», но и их заведомо подозрительные профессии: откупщики, ростовщики, торговцы, врачи, аптекари.
«Не выдержал» и «защитник евреев» король Хуан 2, просивший Папу учредить инквизицию. Возобновились погромы, начались судилища. Монах Алонсо до Эспино привел данные о связях маранов с евреями и о связях маранов Испании и Фландрии, а также повторил кровавые наветы на евреев. Он перечислил 25 «преступлений» маранов. Именно такие люди, как он, подтолкнули государственную власть к поискам кардинальных решений проблемы маранов – созданию общегосударственной инквизиции для всей объединенной Испании и проблемы евреев – их изгнанию из Испании.
Понятно, что религиозная жизнь маранов не могла быть традиционно еврейской. Мараны выработали свой особый взгляд на еврейство – главное это не соблюдение заповедей, а свое духовное отождествление с еврейской традицией. Но в стане маранов не было единодушия. Одна их часть поддерживала связь с единоверцами, другая старалась оторваться от своих еврейских корней. Некоторые из последних стали активными пропагандистами своей новой религии, из-за чего между выкрестами и евреями иногда возникали конфликты. Но чаще всего между ними была определенная солидарность. Мараны искали способы соблюдения заповедей в обход закона, что не всегда можно было успешно скрыть. Еврейскому же обществу приходилось считаться с внешним христианским поведением своих бывших единоверцев.
Был, впрочем, один кардинальный выход – бегство в так называемые «свободные» страны – Германию, Голландию, Италию, Но здесь мараны, привыкшие в своих странах к отторжению заповедей, при попытках возврата к еврейской вере сталкивались с серьезными психологическими проблемами. Так Уриэль да Коста переселился из Порты в Гамбург. Он решил вернуться к иудаизму, что теперь для него значило в точности соблюдать заповеди. Однако, «в то время как Тора должна исполняться в точности, те, которых называют мудрецами, выдумали множество законов, ей противоречащих» (автобиография да Косты). За критику да Косту отлучают от общины, затем его прощают, но он вынужден, как в Португалии, опять вести двойную жизнь. В такой же ситуации оказались Хуан де Предо, Спиноза и другие. Вчерашние «новые христиане», по существу, оказались «новыми евреями» — их предыдущий опыт в Испании и Португалии оснастил их сознание ценностями, которых не имели беженцы 1492 года. Они часто вступали в конфликт с еврейскими общинами, их сперва отлучали, а затем подвергали унизительным процедурам отмены отлучения.
Некоторые исследователи утверждают, что при изучении связей конверсос с евреями нельзя опираться на протоколы допросов конверсос, полученных силой. По мнению исследователя Ривкина к 1480 году конверсос в своей массе (в большинстве) уже стали настоящими христианами, отказавшимися от иудаизма. «Целью инквизиции, — пишет исследователь Бенцион Нетаниагу, — было отторгнуть группу маранов от испанского народа». Новые испанские короли Фердинанд и Изабелла, по мнению этих исследователей, заискивали перед городской элитой и горожанами, видевших в конверсос и евреях своего экономического соперника. Другие исследователи, однако, подчеркивают чисто религиозные мотивы деятельности инквизиции, шедшими часто вразрез с экономическими интересами. Так Бэр и Бейнарт утверждают, что считая, то что инквизиция была создана исключительно для изъятия еврейского имущества, мы существенно упрощаем проблему. Последнее мнение мне представляется более обоснованным, так как инквизиция, по существу, к тому времени полностью вписалась в существовавшую средневековую юридическую систему. Масштаб деятельности инквизиции между тем расширялся. «Акты веры» (аутодафе) к 15 веку превратились в настоящие народные праздники и гулянья, им придавалось все большее воспитательное значение.
Португальская инквизиция была более жестока, чем испанская. Для нее в большей мере подошло бы предположение о заказном характере ее деятельности. В 1580 году Португалия была присоединена к Испании. Многие потомки испанских изгнанников реэмигрировали назад в Испанию. Прозвище «португалец» стало тогда синонимом слова «еврей», Инквизиция взялась за свое дело с новым рвением. Ее действия не прошли даром, к 1730 году проявления иудейства среди маранов ослабли. Этому способствовала также продолжившаяся эмиграция в страны, где уже сложились сефардские общины.
***
В 14 и 15 веках евреи занимали видное место в королевствах Испании Кастилия и Арагон. Испанские короли ценили деловые качества евреев, привлекали их к участию в управлении государством. При дворах королей были евреи — сборщики податей, министры финансов, советники, придворные врачи. В рядах испанских вельмож появились целые еврейские роды. Эти евреи оказывали государству важные услуги, но они часто мало интересовались жизнью своего народа. Подражая испанским грандам, они стремились к богатству и роскоши. Этим они возбуждали зависть христиан. Быстрое обогащение отдельных лиц ставилось в вину основной еврейской массе, которая вела более чем скромный образ жизни.
Высшее дворянство и духовенство питало неприязнь к евреям. Еврейские общины Испании, между тем, в принципе, пользовались достаточной внутренней свободой. В Кастилии было около 80 общин, где жило до 1 млн евреев. Процветающие общины были в Толедо, Бургасе, Севилье.
Некто Фернандо Мартинес, священник, поставил своей целью возбудить христиан для нападения на евреев, рассылал циркуляры в севильскую епархию, направленные против евреев. 15 марта 1391 года толпа жителей Севильи бросилась в еврейский квартал с целью погрома. Через три месяца погром повторился. Еврейский квартал подожгли, евреев стали грабить и убивать. Так была уничтожена одна из лучших общин Испании. В Кордове и Толедо также были антиеврейские инциденты. Из Кастилии волна ненависти перекинулась в Арагонское королевство. Были разгромлены цветущие общины Валенсии и Барселоны. Из Испании евреи эмигрировали в Португалию. Португальский король в 1392 году издал указ о разрешении возврата испанских евреев, насильно обращенных в христианство, к своей вере.
Многие испанские евреи под страхом смерти приняли крещение. Они считали, что по прошествии некоторого времени они смогут вернуться к вере своих отцов. Но они ошиблись. Тайно они исполняли обряды еврейской религии, а публично посещали церкви и притворялись католиками.
Число маранов в Испании все увеличивалось. Католическое духовенство изобретало все новые способы обращения евреев в христианство. В этом ему особенно помогали те из евреев, кто влился в ряды христианских монахов.
В 1412 году папа Бенедикт 13-ый разослал известным испанским раввинам приглашение в Тортос для диспута с христианами. В Тортос явились 22 ученых евреев. Представителями от церкви были сам папа, епископы, крещеный еврей Иошуа Лорки, получивший имя Геронимо де Санта. Диспут, начавшийся в начале 1413 года, длился около 2-х лет, всего прошло 70 заседаний. Каждая сторона доказывала истинность своей веры. В это время в Констанце проходил церковный собор. Неожиданно на нем было принято решение об избрании другого папы. Тем самым была делегитимирована позиция Бенедикта и бесславно для христиан закончен диспут.
Много лет испанское духовенство трудилось над обращением евреев, но еще труднее было удержать их в навязанной религии. В Испании жили десятки тысяч маранов. Многие из них были в родстве со знатью и были близки ко двору.
В 1474 году состоялся брак Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской. Королевская чета находилась под сильным влиянием духовенства и «27 сентября 1480 г. испанская правящая чета Фердинанд и Изабелла издали указ об основании в их королевствах трибуналов для осуждения случаев «еретической развращенности», и вскоре, предположительно в ноябре, они же создали первый из этих трибуналов, ставших известными под общим названием испанской инквизиции. Королевский декрет с ясностью указал, что инквизиция создается с целью поиска и наказания евреев, перешедших из иудаизма в христианство и нарушивших законы Церкви, продолжая втайне быть приверженными иудейской вере и исполнять еврейские обряды. Ни одна другая группа не была отмечена, ни одна иная цель не была названа — факт, который сам по себе предполагает тесную связь между созданием инквизиции и еврейской жизнью в Испании» (из книги профессора Бенциона Нетаниягу «Истоки инквизиции в Испании ХV века»). Справедливости ради, следует отметить, что преследованиям подвергались и другие религиозные и национальные группы /мавры (мориски), цыгане/. В 1481 году на аутодафе в Севилье шестерых маранов сожгли на костре. Жечь маранов было не только богоугодным, но и очень выгодным делом. Имущество еретиков отходило к Фердинанду. Великим инквизитором в это время был Торквемада. Именно он придал инквизиции те отвратительные формы, которые ужасали современников и потомков. Была создана целая бюрократическая сеть, специально приспособленная к ловле еретиков. Именно Торквемада внушил Фердинанду и Изабелле мысли об изгнании евреев с полуострова с целью превращения его в монолитное христианское государство. В начале 1492 года испанцы взяли штурмом столицу мавров Гренаду. Казалось, что цель единства всего полуострова была близка. 13 марта Изабелла и Фердинанд издали указ о том, что все евреи, не желающие принять крещение должны в течение 4-х месяцев покинуть испанские владения. Выселенцам можно было взять с собой все свое имущество, кроме золота, серебра и драгоценностей.
Многие были поражены этим указом, но никто не мог помочь. 2 августа 1492 года (9-ого Ава по еврейскому календарю) кончился 4-х месячный срок сборов. Евреи покинули Испанию. Число изгнанников доходило до 300 тысяч человек. Они отправились в Италию, Турцию, Северную Африку, Португалию. В Испании установилось единство вероисповедания. Одновременно это стало началом упадка страны.
Источники:
1 С.М.Дубнов. Краткая история евреев.
2 ОУИ. Академический курс «Евреи и христиане.