Из навеянного посещением занятий у М. Яглома по каббалистической книге р. Моше Кордоверо «Томер Двора». Есть известное высказывание из Пиркей Авот (5:6) о том, что первые щипцы (или клещи) были созданы на закате (бен hа-шмашот) в пятницу недели творения (как бы на грани чудесного и естественного):
עֲשָׂרָה דְבָרִים נִבְרְאוּ בְּעֶרֶב שַׁבָּת בֵּין הַשְּׁמָשׁוֹת, וְאֵלּוּ הֵן, פִּי הָאָרֶץ, וּפִי הַבְּאֵר, וּפִי הָאָתוֹן, וְהַקֶּשֶׁת, וְהַמָּן, וְהַמַּטֶּה, וְהַשָּׁמִיר, וְהַכְּתָב, וְהַמִּכְתָּב, וְהַלּוּחוֹת. וְיֵשׁ אוֹמְרִים, אַף הַמַּזִּיקִין, וּקְבוּרָתוֹ שֶׁל משֶׁה, וְאֵילוֹ שֶׁל אַבְרָהָם אָבִינוּ. וְיֵשׁ אוֹמְרִים, אַף צְבָת בִּצְבָת עֲשׂוּיָה
«Десять сущностей сотворено было накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир, письмена, надпись и скрижали, и еще говорят: злые духи, гробница Моше, овен для Авраама, праотца нашего. И еще говорят: и клещи клещами сделаны.»
Щипцы нужны, чтобы кузнецу изготовить другие щипцы. А что значит — сотворено накануне субботы в сумерки? Речь о самом конце Шести дней творения. Рамбам комментирует, что есть определенный естественный порядок вещей и есть «чудеса», нарушеющие естественные законы. Шесть дней творения были чудом, а далее вселенная функционирует по своим законам, Бог отдыхает, продолжается Шаббат, когда явное проявление Бога скрыто из нашего мира. Тем не менее, в естественном мире есть несколько чудесных вещей. Они как бы принадлежат обеим эпохам: эпохе чудес (шесть дней творения) и эпохе когда мир существует по физическим законам. Вот к таким чудесам отнисится письменность и пресловутые щипцы.
Яглом сказал, что на этом можно было бы разработать талмудическую антропологию: человека отличает способность при помощи одних инструментов делать другие инструменты. Я думаю, что речь о хомскианской рекурсии. По одной из теорий, человека отличает язык, а человеческий язык отличается от языка животных способностью к встроенным конструкциям (т.е. к рекурсии, в конечном счете — к рефлексии).
То есть речь о вещах, принадлежащих одновременно материальному и нематериальному.
* * *
На том же занятии читали главy, где говорилось o сефире «Малхут», самой нижней из сефирот (в предыдущих главах речь шла о более высоких сефирах). Я-м сказал, что сефира малхут соответствует народу Израиля, Шхине, Луне и Устной Торе. У Малхута нет ничего своего. Насколько я понял, это подобно тому, как Устная Тора не существует в записанном виде, а существует в мудрецах, живет в их головах. По-моему, очень любопытная идея. Примерно как информация не существует сама по себе, а имеет материальный носитель, но сама не имеет ничего материального. В этом смысле Малхут может существовать только в одиночестве, то есть для него необходимы отшельничество и аскетизм. А при обзаведении собственным материальным имуществом малхут теряет связь с более высокими ступенями. То есть опять существование на грани материального и нематериального. Поэтому духовные люди, такие как хасидские праведники и каббалисты, часто стремились к отшельничеству.
* * *
Спросили, а как отличить отшельника от БОМЖа? Зашла речь о знаменитом персонаже, самой загадочной фигуре ХХ века, некоем монсеньере Шошанэ, бывшем учителем Торы у Левинаса, Маниту и прочих французов вроде Андрe Неера и Эли Визеля. Этот Шошанэ был бомжом и жил под мостом в самом буквальном смысле. Никто не знал, кто он такой и каково его настоящее имя, хотя он обладал невероятными познаниями в математике, философии и Торе и выстыпал учителем крупнейших еврейских мыслителей Франции. Где Шошанэ научился Торе — непонятно, он был нищим. Хотя про него ходили слухи, что он владеет огромными латифундиями в Южной Америке. Нобелевский лауреат Эли Визель (это он потом стал нобелевским лауреатом) однажды заглянул в драный чемодан, с которым этот Шошанэ ходил, и обнарушил пачки купюр. Про Шошанэ вообще много легенд. Во время немецкой оккупации он убедил мусульманского муфтия в том, что является мусульманином (вызвав восхищение у того своими познаниями в исламской теологии), в результате чего был оcвобожден нацистами из заключения. Он мог поддерживать разговор o физике и математике и о любых областях философии. Шошанэ также знал наизусть весь Талмуд.
Monsieur Chouchani
Умер Шошанэ в Уругвае в 1968 г. Нобелевский лауреат Эли Визель оплатил его надгробие, на котором написано:
הרב והחכם שושני ז»ל / לידתו וחיו סתומים בחידה
«Мудрец и раввин Шошани, благословенной памяти. Его рождение и жизнь — запечатанная тайна».
Эли Визель вспоминал о Шошане:
«Никто не знал ни его имени, ни возраста, откуда он пришел, что делает его счастливым, а что вызывает страх, чего он пытался достичь или забыть — всего этого мы не знали. Его предполагаемое место происхождения перемещалось от Марракеша до Вильны, от Кишинева до Цфатa, от Калькутты до Флоренции. Он владел более чем тридцатью современными и древними языками, включая хинди и венгерский. Его французский был чистым, его английский совершенен, а идиш в его устах приспосабливался к идишскому диалекту собеседника. Он наизусть читал индийские Веды и книгу Зоhар. Поскольку он был странствующим евреем, то чувствовал себя как дома в любой культуре. Всегда грязный, неопрятный, похож на нищего или клоуна. Он был одет в маленькую шляпку, всегда один и тот же цилиндр, на огромной голове, круглой как яблоко. Тот, кто сталкивался с ним на улице и не узнавал его, удалялся с отвращением, кстати, к его большому удовлетворению. В течение трех лет, в Париже, я тоже был его учеником. С ним я выyчил много нового об опасностях языка и разума, о побуждениях мудрецов и безумцев, о тайных путях мысли на протяжении веков, o сомнении образа мысли, но я ничего не узнал о тайне, которая мучила его или защищала его от больного человечества»
В наше время некоторые исследователи считают, что Шошанэ родился в Бресте-Литовском под именем Гилель Перлман и определенное время учился у рава Кука в Иерусалиме.
Очень интересно! Особенно заинтересовало включение в список манны, посоха, шамира, что говорит об их нахождении на границе между чудом и высокими технологиями. Вот только уста ослицы смущают…
Имеется в виду Биламова ослица, которая чудом заговорила.