Бегло продолжаю дневниковый отчет о вчерашней прогулке в Старый Город.
На улице Ор-hа-Хаим, которая ведет из Армянского квартала в Еврейский, расположен музей быта старого ишува. Это в здании, прилегающем к синагоге Ор-hа-Хаим и синагоге Ари (места, где по легенде родился Аризаль или Ицхак Лурия, основоположник лурианской каббалы).
В музее можно видеть предметы старого быта, такие как швейную машинку Зингера и интерьер сефардской синагоги. У сефардов свитки торы кранятся в твердой коробке, а не в чехле-мантле.
Музей старого ишува расположен вот в этом здании на улице Ор-hа-Хаим. Еврейский квартал сильно перестроен, отчасти из-за того, что он был сильно разрушен иорданцами в 1948 году. На картах 19 века многие улицы называются иначе, но контур многих улиц угадывается. На тех картах, что я видел, улица Ор-hа-Хаим была названа просто Еврейской улицей.
Улица Ор-hа-Хаим идет до пересечания с главной магистралью старого города, проложенной еще римлянами через весь город центральной улицей Кардо (в римском городе так называлась улица, идущая с юга на север). Здесь находится синагога Хурва и синагога Рамбана, также недалеко синагога Хабада. Здесь, по-видимому, был изначальный центр еврейского квартала; рядом также находился Дир Ашкеназ, район ашкеназских евреев.
В Средние Века широкая Кардо была частично застроена и превратилась в некоторых своих частях в три параллельные узкие улочки, где располагались рынки. Одна из них так и называлась, «Еврейская улица», вероятно, ее можно понимать как продолжение после изгиба той Еврейской улицы, на которой была синагога Ари. Также она (или параллельная улочка) называется и сегодня, Рхов hа-Йеhудим, Еврейскся улица.
От идущей на север (по Кардо) Еврейской улицы, судя по старым картам, отходило ответвление в восточную сторону, и следовала развила. Улочка слева называлась, не поверите… Еврейской улицей. Сейчас это ул. Плугот-hа-Котель, под ней раскопана городская стена периода Первого храма, чуть дальше — Израильская Башня того же времени.
А какое название имел переулок, идущий направо, я не знаю. Сегодня он называется Тиферет Исраэль, как и относительно широкая сегодня улица, идущая на восток от площади у Хурвы до спуска к Стене Плача. В 19 веке эта улица заканчивалась у синагоги Тиферет Исраэль и не было сквозного прохода к «Рынку Крестоносцев» (сейчас там продают шварму, мороженое и сувениры для туристов, идущих к Стене Плача). Площади у Хурвы не было, все было плотно застроено.
На картах 19 века и на старых фотографиях можно видеть также изогнутую Караимскую улицу. Она ведет к Караимской синагоге, сейчас находящейся как бы под землей, и к месту синагоги Тиферет Исраэль (пока еще не восстановленной).
При караимской синагоге действует музей. Сами караимы утверждают, что это, а не синагога Рамбана — древнейшая синагога в Иерусалиме, хотя подтверждений этого нет. В музее можно видеть, в частности, фотографии кенас из Чуфут-Кале, Тракая, Киева, Евпатории. Никакого «поклонения богу Тенгри» здесь, разумеется, близко нет.
Вот так, если мысленно «стереть случайные черты» (в виде туристов и современной застройки), можно представить, как выглядел ервейский квартал двести или четыреста лет назад! 🙂
Караимский музей отчасти похож на музей самаритян, который я осматривал в 2012 году. Посещение музея самаритян описано в http://blogs.7iskusstv.com/?p=18615.
На улице Ор-hа-Хаим, которая ведет из Армянского квартала в Еврейский, расположен музей быта старого ишува. Это в здании, прилегающем к синагоге Ор-hа-Хаим и синагоге Ари (места, где по легенде родился Аризаль или Ицхак Лурия, основоположник лурианской каббалы).