Часовни Вятского края

Часовни Вятского края

 

Сегодня мы анонсируем описания архивных документов ГАКО по теме «Часовни Вятского края», выставленные сайтом «Родная Вятка» в ОБЛАКЕ.

Одновременно там выставлены рисунки Церкви Трифона в селе Верховятском, выполненные одним из священников. Отмечу, что во всех опубликованных источниках показан только один вид этой церкви, а сегодня мы публикуем рисунки церкви со всех сторон. Кроме того, хотел бы подчеркнуть, что после проведения исторических исследований по этой церкви появилась достаточно обоснованная версия того, что построена она была Святым Стефаном Пермским, о чем будет сделано дополнительное сообщение.

Справка об истории появления часовен:

Часовни так называются малые церкви, без алтарей. Они ставились над входом в подземные кладбища, а также над подземными церквами, устроившимися на гробах мучеников. Таким образом, часовни служили надгробными памятниками и обозначали места нахождения престолов. Такое назначение они имеют и теперь. Кроме того, они устраиваются на местах, ознаменованных какою-нибудь милостью Божьей, или в воспоминания важных событий церковно-государственной жизни. Часовни назначаются главным образом для общественных молений христиан. Обычай устраивать Часовни ведет свое начало из глубокой древности христианского мира; на них указывают деяния трулльского собора и капитулярии Карла Великого. В Греции Часовни известны под именем εύκτήρια или οίκοι προσευχής — дома молитвы. В римско-католическом мире они называются сарае или capellae, на польском kaplicy (каплицы), и устраиваются в домах и на открытых местах, дорогах и перекрестках. Для служения в домовых молельнях в замках рыцарских и дворцах бывали capellani. В России Часовни появились с водворением христианской веры. Ревностные ее проповедники нередко на местах языческих требищ и мольбищ водружали крест и сооружали Часовни. Так, где в Новгороде стоял истукан Перуна, а в Ростове — Велес, или Волос, там были устроены Часовни.

Св. Стефан, просветитель Перми, поставил несколько Часовень, существующих доселе. Отшельники строили в дебрях часовенки, которые иногда бывали рассадниками монастырей и церквей. Убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории лавре. Строгие правила о Часовнях явились в России в царствование императора Петра I, ввиду тайного богослужения, которое раскольники совершали в Часовнях.

Указы 1707 и 1722 годов требовали, без всякого ограничения, чтобы разобраны были все Часовни, как раскольнические, так и православные, и не дозволяли постройку никаких Часовен.

Однако эти указы не везде исполнялись, вследствие крайней нужды в Часовнях: в некоторых местах церкви были отдалены от селений и Часовни отчасти заменяли их. Поэтому вслед за получением указа о разобрании Часовен стали поступать прошения в святейший синод, чтобы он дозволил Часовен не разбирать.

В 1727 году дозволено было восстановлять прежние Часовни и строить новые. Но в 1734 году был подтвержден указ 1707 года о нестроении вновь Часовен и дозволено лишь не разбирать прежних.

Между тем во многих местах Часовни были совершенно необходимы, по отдаленности селений от церквей. Во многих местах решились строить Часовни без дозволения начальства, надеясь, вероятно, впоследствии доказать, что часовня существовала до 1734 года. Может быть, правительство знало о построении многих из них, но, сознавая нужду в них для селений, не преследовало строителей, когда убеждалось, что в данной часовне собираются православные, а не раскольники. В противном случае Часовни разбирались, несмотря ни на какие просьбы. При усиленной просьбе оставить часовню для моления мимо ходящих и едущих людей, святейший синод дозволял ставить столб с иконою на месте часовни, а просителям, желавшим выстроить часовню для собирания подаяний на церковь, святейший синод разрешал ставить на столе икону.

В 1853 году последовал синодский указ о том, чтобы располагать прихожан к постройке церквей, где они нужны. Допускалось строение их в простейшем виде, не препятствуя постройке часовен.  

В 1865 году последовал именной указ, объявленный сенату святейшим синодом, о предоставлении епархиальным архиереям права самим разрешать постройку Часовен, как в селениях, так и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать дела о самовольном построении или перестройке Часовен.

 

Ссылка на архивные материалы о Часовнях Вятского края:

 

https://drive.google.com/open?id=0B4eO6ht263rlb1pNajZVTUQxMk0

 

Первая публикация:

 

http://rodnaya-vyatka.ru/blog/3633/110078

 

 

Александр Рашковский, краевед, 23 февраля 2017 года. 

Добавить комментарий