Лехаим 11-2016

Номер традиционно открывается разделом «Послания Любавичского Ребе». Заголовок составителя «Посланий» Ишайи Гиссера называется «Письма о деловой жизни, достатке и заработке».

Вслед за «Письмами» в журнале идет раздел «Слово раввина» с посланием Берла Лазара. Его текст называется «Делу время…а времени дело». В статье речь идет о том, как сберечь время для важных дел: не спать долго, не бездельничать днем, не терять попусту время вечером. «И так каждый день».

Раввин Ури Супервин говорит в номере о трудностях работы «еврея под прикрытием», как это было иногда в еврейской истории. Статья сопровождается красноречивыми примерами – Эстер, Яэль. Автор пишет: «Выходит нашей разведчице разрешено соблазнение врага, но при соблюдении нескольких условий: 1) ее целью не может быть собственное удовольствие; 2) информация, которую она стремится добыть, достаточно важна, чтобы спасти от гибели еврейский народ; 3) причем весь (или большинство, что с точки зрения закона равноценно).

Злата Эренштейн в статье «Инструкция» рассматривает Тору как определенную инструкцию, как чертеж мироздания, как план истории, как некий генеральный план. Соответственно названы подразделы статьи.

Дан Билефский пишет о  Исраэле Кристале, выжившем узнике Освенцима, отпраздновавшем свою бар-мицву в возрасте 103 года в Израиле  в окружении двух детей, девяти внуков и тридцати правнуков.

Американский поэт Адам Кирш читает в день по одному листу Талмуда. В статье «Ближе к телу» Кирш делится с нами своими размышлениями о прочитанном.

В журнале представлены окончания двух ранее начатых статей: Барбары Ньюман «Страсти евреев Праги»: погром 1389 года и уроки средневековой пародии» и Сало У. Барона «Языковой ренессанс». 

8 октября 2016 года в возрасте 84 лет умер самый плодовитый автор в истории человечества раввин Джейкоб Нойзнер. Джейкоб Нойзнер написал более 1000 книг, посвященных иудаике. Автор статьи профессор иудаики Шауль Магид пишет: «Предложение Нойзнера передвинуть иудаику из этнографии в страноведение или сделать ее неотъемлемой частью гуманитарных наук подразумевало также опровержение любой исключительности или избранности евреев как условие ответственной научной работы».

Крис Бакли пишет в журнале о немногочисленной еврейской общине в Китае, в г. Кайфыне, испытывающей в настоящее время сильный прессинг со стороны властей.

Лиза Новикова расспрашивает на страницах журнала Матиаса Уля о недавно найденных служебных дневниках Генриха Гимлера.

Шимон Перес дал свое последнее интервью журналисту Дэвиду Сэмьюэльсу. Перес в частности сказал: «Основа всего еврейского существования – нравственность. Это больше, чем сила, чем власть. Не та нравственность, о которой говорят, а нравственность в деле. И я думаю, то, что нравственно, то и разумно. Я думаю, что самая мудрая вещь в жизни – быть честным человеком. И кстати, это не стоит денег, знаете ли».

О значении Шимона Переса в израильской политике размышляет также Юлий Эдельман.

Депутат кнессета Ксения Светлова рассматривает в журнале сегодняшнее положение Израиля на Ближнем Востоке.

Грегори Кац рассказывает на страницах журнала о рассекреченных сегодня документах Великобритании 40-х годов – времени «еврейских террористов».

Сексуальные скандалы интернациональны. Адвокат Александр Гамбарян рассказывает Шаулю Резнику как относятся к этой проблеме в Израиле. «Мы должны защищать жертв и бороться с системой, в которой обладатели неограниченной власти могут лишать других имущества и свободы», — сказал Александр Гамбарян.

Журналист Владимир Бейдер в статье «Аграрный аспект «сионистского заговора» с юмором рассказывает в номере журнала о больших успехах  израильского сельского хозяйства.

Страница журнала уделена создателю известного ювелирного бренда «Graveiz» Илье Зозину.

О нобелевском лауреате Бобе Дилане  рассказывает литературный критик Михаил Эдельштейн.

Музыкальный критик Екатерина Бирюкова рассказывает о постановке в Екатеринбургском театре оперы и балета оперы Мечислава Вайнберга «Пассажирка», режиссер Тадеуш Штрасбергер. О фильме «Пассажирка» 1963 года (режиссер Анджей Мунк)  рассказывает журналист Ирина Мак. Она же рассказывает о выставке художников Фалька, Лабаса и Идельсон в галерее ARTSTORY/

Художественный критик Алексей Мокроусов дает в журнале обзор художественных выставок в Лондоне, Кейптауне, Париже, Кельне, Зальцбурге и Москве.

Искусствовед Дарья Курдюкова  рассказывает о московской выставке Герхарда Рихтера (Еврейский музей и центр толерантности).

Кардиохирург и, по совместительству, искусствовед Михаил Алшибая посвящает заметку своему другу, художнику  Юрию Злотникову.

Журналист Татьяна Розенштайн беседует в номере журнала с известным американским киноактером Львом Шрайбером.

Традиционные кулинарные страницы журнала написаны Мириам Бен-Сандер и Пинхасом Слободником.

Под рубрикой «Собрание сочинений» в журнале представлена повесть Эли Визеля «Рассвет» о еврейском сопротивлении в Палестине в годы мандата.

Сол Белоу (1915-2005) представлен в номере заметками о переводе на английский язык повести Шолом-Алейхема «Мальчик Мотл» и об американском писателе  Джонатане Сафран Фоере.

«Тот случай» — так называется рассказ американской писательницы Эдит Перлман. Рассказ посвящен спасению еврейского мальчика во время немецкой оккупации Парижа.

Александр Добровинский представил в номер свою очередную юмореску «Два часа в отеле «Хилтон» из серии «Записки адвоката».

О книжных новинках рассказывают Валерий Шубинский (Миша Лев. «Горит свеча в моей памяти»), Андрей Мирошкин (Геннадий Эстрайх. Еврейская литературная жизнь Москвы. 1917-1991), Денис Ларионов (Илья Габай. Письма из заключения (1970-1972) и Мария Нестеренко (Роман Тименчик. Ангелы-люди-вещи: В ореоле стихов и друзей).