Библейские представления о естествознании

Библия утверждает, что окружающий человека мир есть воплощение замысла Бога. В мире существует зло. Преодолеть его человек может, если он надеется на Бога: «Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни» (Исход 23:25).

Наука бесстрастно замечает, что от разрушительных сил природы и болезней страдают люди. Наука заявляет, что можно устранить причины мучений человека. Для этого необходимо изучать окружающий человека мир.

Что свидетельствует наука о религии? Отношение науки к религии характеризуются двумя противоположными соображениями. Одно из них определяет, что  противоречия между предметом  науки и догмами религии непреодолимы. Другое суждение трактует связь науки и религии как плодотворное сотрудничество.

Что сообщает Библия о науке? В Интернете (лето 2010 года, поисковая система «Рамблер») при поиске информации по теме «Библия о науке» автор этой записи получил ответ: «К сожалению, в данном разделе по вашему запросу ничего не найдено».

В Библии имеются описания объектов естествознания. Они показаны в ясном виде либо поданы в аллегорической форме. Подтвердим эту мысль примером.

Библейский Иов знал, что Бог «распростер север над пустотой, повесил землю ни на чем» (Иов 26:7). Иов знал строение нашей планеты: она «внутри изрыта как бы огнем» (Иов 28:5). Сейчас такие сведения общеизвестны. А вопрос Бога к Иову «входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града, которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?» (Иов 38:22-23) остаётся непонятным людям.  Возможно, что в Библии говорится о массе льда на Южном и Северном полюсах планеты, о роли льда для сохранения цивилизации при техногенных катастрофах.

В Библии имеются сведения о науке в древние времена.

Библейская «Книга Пророка Даниила» рассказывает о юном иудее по имени Даниил (имя означает «Бог мой судья»). Он и три его товарища были уведены из Иудеи в вавилонский плен. Вавилонский царь велел, чтобы научили мальчиков, «понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, (…) книгам и языку Халдейскому. (…) И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости» (Даниил 1:4, 17). Слово «наука» в Библии синодального перевода означает понятия «премудрость», «умение», «разум». Мальчики должны были торить науки древних цивилизаций: арифметики, геометрия, географии, астрономии и лингвистики. Даниил, в ночном видении которому открылась тайна царя, благодарит Бога за то, что «дает мудрость мудрым и разумение разумным» (Даниил 2:21).

Библейская «литература мудрости».

В Библии по мнению богословов имеется слово человека и слово Бога. Слово Бога содержится в «Пятикнижии» Моисея, а слово человека – в «Книгах Пророков» и «Книгах Писаний».

«Книги Пророков» были созданы людьми – истолкователями воли Бога, когда на них действовал дух Божий. Через Пророков, иногда преодолевая их нежелание проповедовать, Бог обращался непосредственно к людям.

«Книги Писаний» были записаны людьми по внушению духа Бога. Авторы книг обладали даром познания тайн, скрытых от людей. Они по своей духовной потребности говорили то, что людям необходимо знать.

«Книги Писания» включают «Книгу Иова» и «Книгу Екклесиаста, или Проповедника». Библеистика – наука об истории создания Библии – относит эти книги к «литературе мудрости».

Библейская «литература мудрости» не содержит истории отношений евреев с Богом. Книги показывают, что библейское откровение есть откровение всечеловеческое. В библейской «литературе мудрости» часто встречается сочетание слова «мудрость» со словами «знание» или «разум». Такое соединение слов в библейских книгах означает, что в человеке наряду с его житейским опытом заложено его стремление к знанию.

В книгах «литературы мудрости» показано библейское понимание вопросов естествознания. Оно удивительным образом соответствует современному взгляду на науку и учёного человека.

Смиренный человек

Автор библейской «Книги Иова» в первых её строках сказал о Иове: «и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1). Принято считать, что автор рисует портрет смиренного праведного человека.

Традиционное толкование «Книги Иова» заключается в ответе на вопрос: останется ли человек верным Богу, если будет испытан страданиями?

В библейской книге пишется, что Сатана, падший ангел, утверждал перед Богом, что «разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его» (Иов 1:9-10). Бог разрешил Сатане испытать праведность Иова. В результате действий Сатаны Иов потерял своё богатство, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь. Несчастная жена Иова пожалела мужа: предложила ему для прекращения мучений похулить Бога и умереть. Иов был испытан страданиями, но остался верным Богу и не «согрешил устами своими» (Иов 2:10).

Иов был убежден, что защищен от несчастий своей праведностью перед Богом: «Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, – выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23:10-12 ). Поэтому Иов считал, что трагические события с ним являются несправедливыми: «Чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды» (Иов 33:9).

В своём горе Иов выразил желание, чтобы Бог выслушал Иова и признал его правоту. В библейской книге пишется, что Бог ответил Иову. Иов признал своё ничтожество перед Богом и правоту действий Творца. Иов укрепил свою веру в Бога и обрёл душевный покой. Бог вернул Иову здоровье и всё, что им было утрачено.

 Библейский Иов – защитник своих убеждений

Предположим другое осмысление «Книги Иова». Откажемся от привычного образа многострадального и долготерпеливого праведника.

Ведь Иов не выглядит смиренным человеком.

Иов убежден в своей невиновности перед Богом: «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным. Невинен я; не хочу знать души моей, презираю жизнь мою» (Иов 9:20-21). Иов спрашивает Бога, уверенный в положительном для него ответе: «Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой» (Иов 13:22-23).

Но слова Иова – не слова бунтаря. Иов свою правоту не требует признать, а решил доказать Богу: «Я изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими бы Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне» (Иов 23:4-5). Эти слова принадлежат человеку, наполненному знаниями и стремящегося к знаниям.

 Библейский Иов – ученый

Бенедикт Спиноза писал, что содержание библейской книги Иова и её стиль позволяют относиться к Иову не как к «человеку тяжко болящему, сидящему в пепле, но размышляющему на досуге в кабинете»[1]. Иов обладал знаниями. Он знал о планетарном характере и внутреннем строении планеты Земля. Иов говорит о предназначении учёного: «Человек полагает предел тьме, и тщательно разыскивает камень во мраке и тени смертной. Вырывают рудокопный колодезь в местах, забытых ногою, спускаются вглубь, висят и зыблются вдали от людей. […] На гранит налагает он руку свою, с корнем опрокидывает горы. В скалах просекает каналы, и все драгоценное видит глаз его. Останавливает течение потоков, и сокровенное выносит на свет» (Иов 28:2-4, 9-11).

Иов не просит Бога о прекращении несправедливых, по его мнению, несчастий. Иов решил доказать Богу свою невиновность и несправедливость его наказания.

 Иов ищет доказательства своей невиновности

Иов применяет совокупность поступков для доказательства правоты своих утверждений. Действия Иова имеют методический  характер. Методика решения проблемы включает позиции:

Иов ищет доказательства своей невиновности.

Иов применяет совокупность поступков для доказательства правоты своих утверждений. Действия Иова имеют методический  характер. Методика решения проблемы включает позиции:

(1) нахождение пути решения проблемы на основе применения своих знаний и опыта,

(2) проверка предположения о решении (мнение критиков решения),

(3) рассмотрение мнение критиков решения,

(4) если предположение не верно, то необходимо в рассуждениях возвращение на позицию (1): «применить свои знания и опыт». Если предположение становится верным, то следует позиция (5),

(5) выполнение решения.

Рассмотрим применение этой методики в действиях Иова.

Иова постигло бедствие: «Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье» (Иов 3:26). Иов определился: так как известно, что он непорочен перед Богом, то несчастья его несправедливы. Поиск причины несчастия для Иова проблема: «Зачем Ты поставил меня противником Себе, так что я стал самому себе в тягость?» (Иов 7:20). Иов считает, что с ним поступил неправильно Тот, «Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, не дает мне перевести духа, но пресыщает меня горестями» (Иов 9:17-18).

Иов не умоляет Бога прекратить его страдания. Иов поступает как учёный: он решает проблему.

1 позиция методики. Иов находит решение проблемы на основе опыта своей жизни и своих знаний: надо изложить Богу своё убеждение о том, что в отношении к нему Бога произошла ошибка. «Я изложил бы пред Ним дело моё, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими бы Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне» (Иов 23: 4-5).

2 позиция. Иов проверяет своё решение. Он выслушивает мнения о своём решении своих друзей.

Друзья предложили Иову смириться с мыслью о своей греховности и прекратить сомневаться правоте действий Бога. Один из друзей сказал: « и как человеку быть правым Богом?» (Иов 25:4).

3 позиция методики. Иов не считает критику друзей верной: «Далек я от того, чтобы признать вас справедливыми» (Иов 27:5).

4 позиция. Иов считает: «Крепко держал я правду мою и не опущу ее» (Иов 27:6). Иов проверяет свои знания и проводит опыты (рассмотрение вопросов естествознания) (Иов 28:1-28).

Результаты экспериментов показали: друзья не правы в оценке поведения Иова. Но и Иов заблуждался в своих выводах о том, что его праведность может служить доказательством перед Богом в том, что он не достоин несчастий.

5 позиция. Действия Иова: поиск причины своих несчастий.

Снова 1 позиция методики. Иов понял, что всё в мире происходит по неизвестным ему правилам. В мире есть мудрость и разум. Их сущность Иов не может понять, но которые объясняют, как он считает, причину его несчастия. Иов разработал новое предположение: несчастие можно избежать, если человек выполняет указание Бога, которое выражено, по мнению Иова, словами: «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28).

Предложим своё понимание этого библейского стиха.

Библейский «страх Господень» – это сознаваемая человеком правда о том, что он недостаточно полно понимает существующий мир, который создал Бог. Иллюстрацией такого комментария может служить житейская ситуация, в которой здравомыслящий человек учится, предположим, строить дома у опытного мастера. Ученик понимает, что его знания не позволяют надёжно строить дома. Возможны землетрясения, ураганный ветер. Люди примут разрушение некрепко построенного дома как действие к ним злых сил. Библейский «страх Господень» – это неосознанное человеком чувство страха наказания за зло по его вине.

Библейская «истинная премудрость» – это осознанная человеком необходимость в знаниях об окружающем его мире. Злые дела человек совершает из-за отсутствия у него полноты знаний об «истинной премудрости». В приведённом примере о сооружении дома строитель, как ученик, так и опытный мастер, понимает, что причина «страха» (наказанием злом: крушение его строения) является его недостаточный объём знаний по предмету «строительство домов». «Мудрость» строителя заключается в понимании причины «страха» (наказанием злом: крушение его строения).

Из сказанного следует, что библейское «зло» – это неконтролируемая человеком природная сила, которая является следствием непонимания человеком божьей «премудрости». Библейское выражение «удаление от зла – разум» является иносказанием: это действия человека по его уму-разуму для успешного с его точки зрения (!) уклонения от природных бедствий и человеческих несчастий.

2 позиция методики. Иов сопоставляет новое решение о причинах своего несчастия: «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28) с мнением критика.

К Иову обратился молодой человек по имени Элиуй (библейское имя означает «Он мой Бог»). Можно предположить, что это произошло во сне Иова. Элиуй сказал Иову: «Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения […] поэтому страх передо мною не может смутить тебя» (Иова 33:6-7). Элиуй привел жалобу Иова на Бога: «Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником. […] Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе; потому, что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, […] и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:8-16).

И сказал Элиуй: Иов, «слушай меня: молчи, и я научу тебя мудрости. […] Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие. […] К Богу должно говорить: «я потерпел, больше не буду грешить. А чего я не знаю, Ты научи меня» (Иов 33:33; 34:10, 34:31-32).

3 позиция. Иов проверил своё предположение о решении проблемы с учётом критики ученого человека.

Утверждения Элиуя для Иова убедительны, так как основаны на результатах природных наблюдений критика (Иов 36:2-33, 37:2-22). Решение проблемы (причины своего несчастия), которую ранее Иов считал правильной «Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» (Иов 28:28) оказалась неверной.

Снова Иов ищет (позиция 5 методики) причины своего несчастия.

1 позиция методики. Иов не знает причину своего несчастия на основании своего жизненного опыта.

Но для Иова-ученого исполнилось ранее приведённое утверждение Елиуя: «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, […] и запечатлевает Свое наставление» (Иов 33:14-16).. Иову представилось, что Бог обратился к нему. Здесь нет чуда. Можно предположить, что у Иова было ночное видение. Во сне.

Иов осознал правоту божеских слов о нём, как о человеке, «омрачающий Провидение словами без смысла» (Иов 38:2). Другой перевод этого библейского стиха: «без знания омрачающий замысел». [2]

Иов нашел решение проблемы (причина его несчастий): он не обладает знаниями. Это было научным открытие  учёного.

2 позиция (критика решения Иова).

Бог обращается к Иову. В словах Бога нет одобрения благочестия Иова. Однако нет и порицания Иова за недостаток благочестия, как этого можно предположить из завязки этой библейской истории. В обращении к Иову Бог показывает не ничтожество его перед божьими делами, как считают многие исследователи этой библейской книги.

Бог задаёт простые вопросы Иову, на которые у Иова нет ответа. «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? […] Обозрел ли ты широту земли? […] По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его? […] Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле? Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы? […] Кто может расчистить облака своею мудростью и удержать сосуды неба, когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?» (Иов 38:4-41). Речь Бога идет о вещах, которые Иов наблюдает в природе, в том числе о свойствах воды. Само тело человека на три четверти состоит из этой удивительной субстанции. Разговор о воде понятен человеку, а скрытые свойства «простой» воды ярко демонстрируют его неполноту знаний об окружающем мире.

Решение Иова

3 позиция (определение истинности критики решения Иова) методики. Можно представить, что человеку – Иову снился сон. Но учёный совершил утверждение в своём сознании, во сне или наяву, то, которое является для него открытием, не простым решением. Иов ответил Богу: «я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов 42:3). Иов вел себя так, как библейский герой Даниил, когда «было откровение Даниилу […] и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение» (Даниил 10:1).

4 позиция. Возможно, «откровение» приходит многим людям, но не каждый выдерживает испытание, получая знания. Даниил понял, что ему открываются тайны: «И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Даниил 10:7-8). Подтверждение открытие тайны Даниилу передаёт посланник Бога: «вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои (…) когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим» (Даниил 10:10-12). Иов принял решение.

Видение Бога – это прозрение. Иов признаёт, что он не обладает достаточными знаниями: «Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал» (Иов 42:3).

Иов прозрел: «теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6).

Иов понял причину несчастий –недостаточные знания. Иов укрепил свою веру. Бог сделал жизнь Иова достойной (Иов 42:12-17).

 

Идея «Книги Иова» – понимание о знаниях

В результате действий разбойников и стихийных бедствий Иов потерял своих слуг, был разрушен дом, погибли его дети, а сам он приобрел мучительную болезнь. Но не являются ли эти ужасные события результатом действий человека, вернее, его бездействия? Иов не предусмотрел защиту от врагов, не построил надежные дома, не научился лечить недуги. Бездействия, вызванные отсутствием знаний?

Иов как наблюдатель за природными катаклизмами понимал, что несчастья могут случиться с ним, что и произошло: «ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне «». (Иов 3:25).

Идея «Книги Иова», возможно, заключается:

а) в вопросе Иова Богу, который звучит так: «Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? […] Есть ли во мне помощь для меня, и есть ли для меня какая опора»? (Иов 6:11; 6:13),

б) в получении ответа Бога Иову: «Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмой. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:5-9). Как можно понять эти библейские слова?

Прочитаем в Библии, что Бог сказал Моисею, который ожидал помощи во время бегства евреев из египетского плена. В момент, когда евреи ожидали смерть от войска фараона, который догнал беглецов на берегу моря, «Моисей сказал народу: не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне […] Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны. И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исход 14:13-16). То есть Моисей сказал своему народу: стойте и ждите, и вы увидите, как погибнут ваши враги. Бог сказал Моисею: нет, ты не прав, скажи народу, чтобы они шли, а ты раздели море, и дай им пройти море как по суше. Спасло еврейский народ от преследующих их на колесницах египтян вера Моисея в Бога и действия Моисея: «И простёр Моисей руку свою на море» (Исход 14:21; 4:27) и воды моря расступились.

Моисей спасает свой народ своими действиями: «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его» (Числа 20:11).

«Десница твоя может спасать тебя» (Иов 40:9) – это божественное указание человеку о роли науки. Она может помочь человеку в бедствиях своими свойствами. «Величие и слава, блеск и великолепие, уничтожение высокомерных» (Иов 40:5) – это знания.

 Альтернатива знаниям человека

Некоторые исследователи библейской «Книги Екклесиаста» считают, что стих «Слова Екклесиаста, сына Давида, царя в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:1) и стих «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Екклесиаст 1:12) являются литературной фикцией. Екклесиаст, считают они, не был царем Израиля – сыном Давида, Соломоном. Доказательством такого мнения, считают эти исследователи, является отношение царя Соломона к знанию. Ведь царь ценил науку выше богатства и славы: «И сказал Бог Соломону: за то, что […] ты не просил богатства, имения и славы, и души неприятелей твоих, и также не просил ты многих дней, а просил себе премудрости и знания […] премудрость и знание дается тебе» (2-я книга Паралипоменон 1:11-12).

Возможно, считают многие библеисты, Екклесиаст являлся царём Соломоном. Но как тогда понять негативное отношение Екклесиаста к стремлению человека к знаниям?

Принижению знаний служат слова мудреца Екклесиаста: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа. […] тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем (Екклесиаст 1:16-18).

Что предлагает человеку Екклесиаст? Стремиться к знаниям? Нет, стремление к наслаждению: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Екклесиаст 9:8-9). Высказывания мудреца Екклесиаста не очень далеки от взглядов мудрецов Талмуда: «Три вещи приносят человеку удовлетворение: красивое жильё, красивая жена и красивая одежда»[3]

 Мир, вечность или сокрытие тайны

Выскажем предположение. Мудрец Екклесиаст не отрицает желание человека приобретать знания. Его вышеприведённые слова следует понимать так: знания не дают удовлетворение человеку, потому что приобретённые знания никогда не дадут их полноту. Так можно понять слова мудреца о действиях Бога для людей: «Всё сделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11).

Прочитаем перевод этого библейского стиха еврейским редактором: «Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Когелет 3,11).

Возникает вопрос: почему человек не может постигнуть дела Бога?

В рассматриваемом библейском стихе слово עֹלָם («олам») означает в одном переводе «мир», в другом – «вечность». Существует третье значение этого библейского слова. Еврейский богослов Раши в комментариях к Танах писал, что слово «олам»  написано в Танах с опущенной буквой «вав». Это слово иврита можно читать как «утаение», «сокрытие». То есть слово библейского иврита «олам» можно перевести как «мир» (бесконечность Вселенной) и как «вечность» (бесконечность времени). И перевести слово «олам» можно как «утаение», «сокрытие».

В таком случае слова Екклесиаста «Всё сделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст 3:11), «Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Когелет 3,11) можно понять так:

а) Бог всё сделал прекрасным в своё время, и это «всё» скрыл как тайну в сердце человека,

б) человек способен узнавать новое для него, которое было для него тайной. Но человек не постигнет своими знаниями никогда до конца дела и замысла Бога.

Начало мира и его конец – тайна для человека. Мудрец Екклесиаст, он же царь Соломон, говорит не о тщетности усилий человека познать мир, природу, законы мира. Он говорит о законе бесконечности познания природы. В таком значении познания миропорядка имеется, возможно, справедливость, а именно: в научном подвиге уравниваются деяния и слава учёных древности, современности и будущего времени. Екклесиаст сообщает об особенности труда учёного: «Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого, и, если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Екклесиаст 8:17).

Мудрец Екклесиаст выразил мысль: познание человеком законов природы бесконечно во времени. Эта мысль является, видимо, причиной кажущегося отрицания какого-либо значения знаний для человека и наличие пессимизма в речах Екклесиаста.

 Два дерева в Раю

Аллегорией знания (сведения о мире) в Библии, возможно, являются два особых дерева в центре Рая: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни среди сада, и дерево познания добра и зла» (Бытие 2:9).

Плоды этих деревьев обладают чудесными свойствами.

Вкушая плоды дерева познания добра и зла, человек получает знание о том, что такое добро и что такое зло, этим приобретая мудрость. Плоды этого дерева – законы Бога для человека. Они ясные и понятные. Поэтому дерево познания добра и зла является библейской аллегорией Торы.

Другое райское дерево – дерево жизни дает возможность человеку, пожинавшему его плоды, познать физический мир, непонятный и часто для него опасный. Это дерево является библейским иносказанием о науке, о процессе приобретения знаний человеком. Знания приобретаются в некой последовательности, о чем свидетельствует история научных открытий. Что является природным доказательством, что познание мира (вкушение плодов райского дерева жизни) «вложена» в человека. Как природная необходимость человека в пище.

Адам и Ева нарушили запрет Бога пробовать плод дерева познания добра и зла. За свой поступок они были изгнаны из Рая. Создатель «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24).

Библия рассказывает, что человек может нарушить порядок познания того, что его окружает. Ведь часто технический или научный прогресс приводил к ужасным техногенным катастрофам. Вот примеры такого отношения человека к природе: гибель жителей индийского города Бхопал от выброса ядовитых отходов в 1984 году, разрушение четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году, которое вызвало экологическую катастрофу мирового масштаба.

Огненный меч («символ разума» — Филон Александрийский[4]) и Херувим («узнавание и полное знание» — Филон Александрийский) у дерева жизни являются библейским предостережением человеку: недальновидное стремление человека без мудрости познавать законы природы опасно для него.

Заключение

Религия возникла раньше науки. В вероисповедании заложена идея познания мира человеком. Библия говорит: «Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание» (Псалтирь 48:4). Знания приобретаются в некой последовательности, о чем свидетельствует история научных открытий. Порядок является явным доказательством того, что потребность познания мира (вкушение плодов райского дерева жизни) «вложена» в человека.

Мудрость, считает Библия, должна направлять и контролировать стремление человека познать природу: «Я, премудрость, обитаю с разумом, и ищу рассудительного знания» (Притчи 8:12).

Знания (наука) без мудрости – нужное ли это дело для человека? Библия даёт отрицательный ответ. Создатель «поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:24). Библейский Херувим  (мудрость) и огненный меч («разум») у райского дерева жизни («наука») – это библейское предостережение человеку об опасности занятия наукой.

Автор библейской «Книги Иова» рассказывает об учёном, который пережил глубокое разочарование. Ведь Иов полагал, что его знания решат все проблемы и трудности его жизни. Оказалось, что он ошибался. Человек не обладает полнотой знаний, но приобретение знаний позволит ему избежать несчастья.

Автор библейской «Книги Екклесиаста» утверждает, что от человека скрыто устройство мира, знания доступны не всем людям. Достигаются знания  большим трудом, и сопровождаются опасностями. Будут делаться открытия в естествознании, и так будет без конца, из века в век.

Библия о науке: высказывания философов

Еврейский философ Екклесиаст, он же израильский царь Соломон четыре тысячелетия тому назад сказал: «дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала и до конца» (Танах Когелим 3,11).

Немецкий писатель и философ Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781): «Если бы Бог предложил мне на выбор в правой руке всю истину, а в левой единое вечное стремление к истине, соединенное с постоянными заблуждениями, я принял бы во внимание, что сама истина существует только для Бога, и почтительно попросил бы Его отдать мне то, что лежит в Его левой руке».

Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818-1883): «Животному сама природа определила круг действий, в котором оно должно двигаться, и оно спокойно его завершает, не стремясь выйти за его пределы, не подозревая даже о существовании какого-либо другого круга. Также и человеку божество указало общую цель — облагородить человечество и самого себя».

Немецкий физик Альберт Эйнштейн (1879-1955): «Ученые были оценены церковью как величайшие еретики, но на самом деле они являются религиозными людьми из-за их веры в упорядоченность Вселенной».

Российский писатель Фридрих Горенштейн (1932-2002) сказал, что в благие минуты «хочется верить в чудотворные силы, хочется верить, что рано или поздно тайны нашего спасения будут нам возмещены»  (повесть «Последнее лето на Волге»).

Литература

[1] (Б. Спиноза. «Богословско-политический трактат», глава Х.

[2] М.И. Рижский. «Книга Иова. Из истории библейского текста». Новосибирск, «Наука», 1991.

[3] Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот».

[4] Филон Александрийский (ок. 25 до н.э — ок. 50 н.э.) —иудейский богослов, апологет иудаизма и религиозный мыслитель.

15.02.2021

 

 

 

Share
Статья просматривалась 2 098 раз(а)

1 comment for “Библейские представления о естествознании

  1. Инна Беленькая
    1 октября 2016 at 7:46

    Леонид, очень хорошая работа, трудоемкая, содержательная. Необычен сам ракурс — Библия о науке, отношение Библии к естествознанию.

    Один фрагмент меня особенно восхитил. «Бог задаёт простые вопросы Иову, на которые у Иова нет ответа. «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? (…) Обозрел ли ты широту земли? (…) По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле? Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, – кто рождает его?»

    Но ведь это те самые «детские» вопросы, которые носят тоже естественнонаучный характер и имеют отношение к естествознанию. Вот из книги Чуковского «От двух до пяти»:
    — Откуда берутся реки?
    — Откуда берутся звезды?
    — Отчего дождь идет, отчего трава растет?
    — Как небо получилось?
    — Как солнце получилось? Что такое гроза?
    — Отчего заводятся в утробе матери детеныши – «от пищи, что ли?»
    Ребенка недаром называют «маленьким философом». Вопросы, которые его занимают, носят вселенский космический масштаб. И когда говорят, что ребенок повторяет в сокращенном виде все этапы, которые пережило человечество, то это надо понимать не только в плане физического развития (онтогенез повторяет филогенез), но и духовного, психического.
    Да и еще. У вас получается, что участь ученых всегда незавидна, испокон веку. Печально.

Добавить комментарий