Настоящий текст написан по материалам израильских источников.
Существуют две точки зрения по отношению к коллективной и личностной памяти о Катастрофе. При одном подходе выражаются опасения, что память о Катастрофе может быть безвозвратно утеряна. Второй подход утверждает, что память о Катастрофе настолько сильна, что мешает нормальному воспитанию подрастающего поколения, и что определенные круги в Израиле эксплуатируют эту память в своих интересах.
П.Новик утверждал, например, что в 40-е – 50-е годы в Америке не было принято обсуждать тему Катастрофы из-за переориентации США с войны с Германией на холодную войну с СССР. Н.Финкельстайн высказал мнение о том, что американское еврейство использовало Катастрофу для защиты интересов Израиля, в то время как сам Израиль в ходе Шестидневной войны доказал свою мощь и не нуждается в защите. Тема Катастрофа, по его мнению, эксплуатируется для отвлечения внимания от «неправомерных» действий Израиля на «оккупированных» территориях. Понятно, что это крайняя точка зрения «левых» политиков.
Однако и в целом, линия «водораздела» споров на эту тему в Израиле не совпадает с делением на правых и левых, она проходит, главным образом, между сионистами и постсионистами. Спор идет о прошлом, настоящем и будущем еврейского народа. Утверждается иногда, например, что Государство Израиль намеренно педалирует тему памяти о Катастрофе, чтобы подтвердить, что только сионизм может разрешить проблему антисемитизма.
Профессор И.Элькан, сам переживший Катастрофу, возражает в чрезмерном выпячивании этой темы, так как, по его мнению, это формирует идею противопоставления евреев остальному миру. «Нельзя давать прошлому определять будущее и судьбу народа», — пишет Элькан.
Б.Эврон заостряет аргументы тех, кто критикует, в частности, поездки молодежи в Польшу. «Эти поездки, — утверждает Эврон, — формируют образ мира, враждебного евреям».
Но есть и другие точки зрения. «Люди, которые полностью игнорируют значение Катастрофы, — пишет И.Элькад, — повинны в укреплении диаспоры в ущерб Израилю. Диаспора сама по себе есть болезнь, бедствие, патология, Катастрофа»
Дискуссия о роли Катастрофы в исторической и коллективной памяти еврейского народа продолжается и оказывает влияние на позиции израильтян, особенно молодежи.
Литература
1 Курс «Скорбь познания» Открытого Университета Израиля.
2 Статьи в хрестоматии к курсу «Скорбь познания».
Продолжение комментария к статье Эллы Грайфер «К концепции преподавания истории Холокоста» http://berkovich-zametki.com/2016/Zametki/Nomer7/Grajfer1.php