Обзор 6-ого номера журнала «Звезда» за 2016 год

Номер открывается подборкой стихов петербуржца  Бориса Лихтенфельда.

Из года в год одно и то же –

и все так ясно наконец:

пространство сжато, время — тоже,

и свету близится конец.

 

Историческая повесть сегодняшнего американца Игоря Ефимова «Дуэли Александра Гамильтона» рассказывает об американской истории на стыке XVIII и XIX веков. Повесть заканчивается дуэлью первого министра финансов США генерала Александра Гамильтона с полковником Аароном Бёрром, на которой генерал Гамильтон погиб.

 

Поэтические страницы номера продолжаются стихотворениями Тамары Буковской.

Человек перестает

       быть похожим на себя

      календарь перемогая

        тянет срок почем и зря

                 так страницы треплет ветер

или сохлую траву

         просто так играют дети

   в салочки и чехарду

 

Москвичка Валерия Жарова представила для нового номера «Звезды» свой рассказ «Поздней осенью в незнакомом городе встретились мы». Действие рассказа происходит в Швеции и представляет собой современную интерпретацию сюжета повести «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» писательницы Астрид Линдгрен.

 

Далее – снова стихи. Их автор поэтесса Лариса Шушунова

                 Для чего нам дана безупречная речь –

    Отголосок предвечного Слова,

                      Если чувства в нее все равно не облечь –

          Так, чтоб сдвинулась первооснова

                   И гора всеми звеньями дрогнула, прочь

     Отступая под натиском веры?

                                     Ведь дана же инструкция, действуй точь-в-точь» —

        Раз в истории были примеры…

 

Доктор медицинских наук Юрий Шубик напечатал в номере свои эссе о знакомых людях – американском кардиологе Юджине Браунвальде, кинорежиссере Алексее Германе, о встречах и событиях, случившихся с ним.

 

Затем — опять стихи. На этот раз «нового» американца Геннадия Кацова и безвременно умершего в одном из лагерей Красноярского края ивритоязычного поэта Хаима Ленского.

Геннадий Кацов:

       Дорогой, уважаемый, друг! Этот вечер не стал исключением,

                И, войдя в наше место для встреч, я тебя обнаружил за столиком,

              Где один, как обычно, проводишь ты время, все чаще – за чтени

С капучино знакомя коньяк, сегодня – джин с тоником.

Хаим Ленский:

Я Питеру не сын, не прадед и Баку мне.

Здесь своему родству сегодня я воздам.

      Брат беловежских птиц и сын лесов Литвы,

              я, вскормленный в своем младенчестве слезою

березовых стволов и сумаха листвою

 воспитанный, стою на берегах Невы.

(пер. Е.Байдоносовой)

 

Борис Голлер посвящает свою статью «Две папки Вадима Губова» известному в годы перестройки, да и сейчас, писателю Владимиру Кавторину. Тема последнего – историческое время начала ХХ века: кровавое воскресенье, поп Гапон, Зубатов, Плеве и другие.  Исторически Кавторин оправдывал так называемый «средний» путь, при котором Гапон и Зубатов выглядели в определенной степени «центристами», а отнюдь не консерваторами и провокаторами, как привыкли  мы читать в школьных учебниках истории. Другие герои Владимира Кавторина – русские интеллигенты конца XIX- начала  ХХ веков Петр Семенов-Тян-Шанский, Иван Худяков, Николай Михайловский и Дмитрий Менделеев. Каждый из них, наряду с профессиональной деятельностью, всерьез задумывался о путях, по которым должна пойти Россия, но ни по одному из них не пошла.

 

Профессиональный физик, д.ф.м. наук Михаил Петров в своих воспоминаниях «Два эпизода военного детства» рассказывает именно об этом – о своем военном детстве, а математик Геннадий Хитров – о «Судьбах псковских партизан» военного времени.

 

Известный петербургский экономист перестроечного периода Дмитрий Травин взялся за очень интересную тему. Травин «развенчивает» время Ренессанса, считая его не периодом любви, мудрости и совершенства, а, на примере Шекспира,  «эпохой бушующих бесконтрольных страстей». Статья называется «Шекспир как социолог».

 

Известный писатель Юрий Карякин продолжает в номере 6 журнала свой «Переделкинский дневник». К прошедшей на сайте «Заметки по еврейской истории» дискуссии о мистических совпадениях Юрий Карякин добавил еще одно совпадение. 21 ноября 1869 года руководитель революционного кружка «Народная расправа» Сергей Нечаев организовал убийство студента Петровской сельскохозяйственной академии Ивана Иванова. И точно через 13 лет, 21 же ноября 1882 года, сам Нечаев умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

 

Сергей Фомичев рассуждает в своей статье «Борис Годунов» о проблемах сценичности упомянутой пьесы Пушкина. Гибель невинного ребенка для Пушкина трактуется как неискупляемое преступление».

 

Олег Юрьев разбирает в своей статье «От звукоподражания до звукоподобия» творческий путь петербургского и ленинградского поэта Константина Вагинова. Вот начало одного из последних стихотворений Вагинова, написанного в Ялте в 1933 году:

Вступил в Крыму в зеркальную прохладу,

Под градом желудей оркестр любовь играл.

И, точно призраки, со всех концов Союза

Стояли зрители и слушали Кармен.

Как хороша любовь в минуту увяданья,

Невыносим знакомый голос твой,

Ты вечная, как изваянье…

 

Статья социального философа Игоря Смирнова «История и ее Другое» посвящена философии истории, которую он полагает либо продуктом «умственных операций, допускаемых абсолютизацией то прошлого, то будущего, то настоящего». либо продуктом «намерения бежать из времени мира сего».

 

Поэтесса и филолог Елена Невзглядова представила в номер журнала небольшой этюд «Вопросы в стихотворной речи». Елена Невзглядова вполне определенно пишет: «Можно с уверенностью сказать, что поэт, который не прибегает к вопросительным формам, — плохой поэт».

 

Последние страницы журнала традиционно посвящены литературной критике. Александр Мелихов разбирает прозу писателя Олега Роя. Мелихов считает Олега Роя, несмотря на всю его успешность, всего лишь мелодраматическим писателем. «Быть может, о духовном упадке масс наиболее печальным образом свидетельствует не подъем, а именно упадок мелодрамы», — пишет Александр Мелихов.

 

Дарья Облинова пишет рецензию на книгу тоже известного писателя Александра Снегирева «Как же ее звали?..».  «Все у нее было на месте: и круглая попка, и упругие сиськи, и шелковистая кожа, и густые волосы, и моим шуткам она заливисто смеялась», — казалось бы после такой цитаты писателю однозначно можно вынести приговор. «Но разве был бы Снегирев писателем, уже успевшим снискать признание,…если бы на этом все и заканчивалось? Конечно же, нет», — пишет Облинова.

 

Полина Бояркина рецензирует роман писателя-фантаста Марии Галиной «Автохтоны». «Метафора распадения и собирания – ключевая в романе», — пишет рецензент. «Но затем дверь за читателем закрывается, увы, навсегда, ибо, узнав правду и тем самым прожив сюжет, он уже не сможет вернуться в него как ни в чем не бывало», — заканчивает рецензент.

 

Кирилл Филатов разбирает роман Евгения Водолазкина «Авиатор». Герой романа Иннокентий Платонов был заморожен в 20-30 годах прошлого века в рамках советского проекта по продлению жизни партийной номенклатуры. Теперь, в 1999 году, Платонова разморозили. «Центральная «проблема романа – проблема времени, проблема истории — пишет рецензент, — но  описания «должны касаться чего-то такого, что не занимает места в истории, но остается в сердце навсегда…Политика, история, литература – они воспринимаются, да, по-разному. Но шум дождя, ночной шелест листьев – и миллион других вещей – все это нас объединяет», — цитирует рецензент Евгения Водолазкина.