ШАВУОТ 2016 ГОДА

Loading

Практически каждый день происходят новые, часто очень важные и даже судьбоносные события. Такая концентрация и стремительность изменений нашей жизни уже стали рутиной и воспринимаются нами, как должное. Плохо то, что очередные факты сваливаются нам на голову по своей, неведомой нам схеме, не поддаются управлению и почти не прогнозируются.

Календарь – это единственное, что вносит хоть какой-то порядок в нашу сумасшедшую действительность. Вот и сейчас, несмотря на терроризм, предвыборную гонку в Америке, и даже на соглашение по российским пенсиям, очень скоро, а точнее шестого сивана 5776 года (12.06.16), наступит праздник Шавуот. Этот праздник, который учрежден в честь событий произошедших более трех тысяч лет назад, имеет право на то, чтобы уделить ему внимание, соизмеримое хотя бы с чтением поста в Фейсбуке.

Общеизвестно, что праздник Шавуот посвящен получению еврейским народом Торы на горе Синай после выхода из Египта. Существует множество разнообразных комментариев и оценок этого исторического факта. Как бы там ни было, но ежегодно в честь этих событий еврейский народ устраивает праздничное мероприятие, наполненное разнообразной атрибутикой. Несмотря на давность, многие аспекты праздничных обычаев и традиций зависают в своей неопределенности. Такое впечатление, что праздник – это некое нерасшифрованное пока послание, отправленное нам из глубокой древности.

Простой пример – молочные продукты, которые принято употреблять на праздничной трапезе. Существует немало версий происхождения этой традиции.
Скажем, такая: После получения Торы евреи вернулись в свой лагерь и довольствовались лишь молочной пищей.
Или такая: После получения Торы законы о кошерном мясе и о разделении мясного и молочного были трудны и непривычны для евреев, поэтому еще какое-то время они ели только молочную пищу.

Еврейская интернет-энциклопедия высказывается по этому поводу более радикально: «Бытующий в Шавуот обычай есть молочную пищу не имеет ясного источника».
По другим пунктам праздничных мероприятий – такая же картина. Так и напрашивается сказать во всеуслышание – «а теперь правильный ответ». Но это, как мы понимаем, будет выглядеть, по крайней мере, самонадеянно. Поэтому просто расскажем о еще одной, малоизвестной версии, а точнее об одном методе толкования праздника.

Суть метода в том, что исторические и социальные аспекты тех эпохальных событий рассматриваются на уровне ощущений и внутренних переживаний, как отдельных людей, так и всего народа. Этот подход подкупает своей универсальностью, поскольку, как тогда, так и сегодня, любые жизненные перипетии – будь они положительные или отрицательные – в итоге трансформируются у нас во внутренние переживания.

Например, эпизод когда 600 000 мужчин, двадцати лет от роду и старше, окружили сплошным кольцом гору в Синайской пустыне.
Разве не интересно знать, как чувствовали себя эти люди в тот судьбоносный момент? Ведь в результате этого невероятного, с любых точек зрения события, народ, по сути, впервые ощутил себя единой общностью и получил Тору, которая в дальнейшем определила историческую судьбу не только еврейского народа, но всего мира!

Утверждается, что тогда случилось нечто невероятное. Произошло революционное изменение человека, а вернее сказать, переоценка ценностей на глубинном уровне сознания. Тогда на Синае впервые была преодолена нелюбовь, а точнее, естественная ненависть, которая заложена в природе человека. Кстати, «Синай» созвучно слову «сина» – ненависть.

Каждый фрагмент, каждый эпизод тех событий, нашли свое отражение в праздничной атрибутике и объясняются описанным выше методом. Но дело даже не в этом. Важно то, что такое, основанное на каббалистических источниках объяснение, существует.

Интересно, что сами каббалисты утверждают, что такой подход был известен и доступен давно, другое дело, что это почти никогда и никого не интересовало.
Похоже, что сегодня ситуация меняется, и «внутренний» подход начинает набирать популярность. Современный человек начинает все больше осознавать, что любые оценки происходящих событий субъективны и строятся, в конечном счете, на чувствах того, кто эти оценки дает.