Лев Мадорский
«Моя страна оккупирована врагом…»
(К 60-летию со дня рождения Бориса Акунина)
С некоторым опозданием узнал, что одному из самых популярных в России писателей XXI века Борису Акунину (Григорию Шалвовичу Чхартишвили) недавно исполнилось 60 лет. Акунин начал писать поздно, в возрасте 42 лет (первая книга «Азазель» вышла в 1998 году) и, буквально, сразу стал одним из самых читаемых. Такое случается не часто. Примеров позднего начала успешной литературной карьеры не так-то уж много. На память приходит Йон Флеминг, придумавший своего Джеймса Бонда, как Акунин Фандорина, в 46 лет. Или, скажем, Джоан Роулинг, написавшая свою первую книгу про Гарри Поттера в 31 год.
Григорию Чхартишвили удалось, (у меня ассоциация с Владимиром Высоцким) сразу найти ключ к сердцу всенародного читателя, как интеллигентного, так и самого простого. Его прозу отличают высокохудожественный язык, чрезвычайно интересная детективная линия сюжета, историческая, (по мнению, некоторых критиков, псевдоисторическая) подоплёка событий, экзотические герои. От его книг невозможно оторваться. Невероятный, сногсшибательный успех писателя продолжается вот уже 18 лет.
Жизнь до первой книги
О детских и юношеских годах Акунина известно мало. Практически ничего. Григорий родился 20 мая 1956 года в небольшом грузинском городке Зестафони. Папа, Шалва Чхартишвили, военный, грузин. Мама, Берта Исааковна Бразинская, учительница русского языка и литературы, еврейка. От неё у Григория любовь к чтению (в детстве мальчик, по собственному признанию, читал только (!) исторические романы), к сочинительству. Малышу исполнилось два года, когда семья переезжает в Москву. В 1963 году Григорий поступил в школу № 36 с углублённым изучением английского, а в 1973 году на историко-филологический факультет МГУ (институт стран Азии и Африки). В 1978 году получил диплом историка-японоведа.
После окончания института будущий писатель работает редктором журнала «Иностранная литература». Хорошей литературной школой стали переводы с японского и с английского книг Кэндзи Маруяма, Мисима Юкио, Синъити Хоси и ряда англо-американских авторов. «Я учился у авторов,- скажет позже писатель,-которых переводил». С 1994 года Чхартишвили принимает активное участие (редактор, позже, главный редактор) в создании «Антологии японской литературы». В 2009 году за эту работу, а также за постоянное обращение к японской теме в собственных произведениях, Григорий Чхартишвили был награждён литературной премией Японии «Нома» и высокой государственной наградой — орденом Восходящего Солнца.
Создаётся ощущение, что писатель всю основную работу перед выходом первой и последующих книг сделал заранее: изучал историю, собирал сюжеты, вынашивал образы главных героев. Так что осталось только всё это записать. Как объяснить иначе, что за сравнительно небольшое время опубликовано 62 романа (более трёх романов в год!), из которых многие экранизированы?
Приключения Эраста Фандорина: «Аазель» (1998 год) и ещё 18 книг
Уже читая первую книгу Акунина с главным героем Фандориным понимаешь, что роман «Азазель» — основание пирамиды. Писатель не заявляет прямо, но читателю ясно, что удивительные приключения юного сыщика только начинаются и в 19-летнем юноше, совсем мальчишке, заложен огромный потенциал. В «Азазель» у юного Эраста, раскрываются качества, которые потом и в других романах сопровождают великого сыщика — аналитический дар, смелость, артистический талант лицедействия и ещё один, мистический дар, который часто спасает ему жизнь (например, когда Эраст играет в русскую рулетку), способность выигрывать в любых азартных играх. Благодаря этим качествам Фандорин быстро делает сногсшибательную карьеру от коллежского регистратора 13 класса до «чиновника особых поручений» в 3-ем Жандармском управлении. И ещё. Кроме многочисленных талантов, есть у Фандорина одно страстное увлечение, которое сопровождает его всю жизнь — разгадывание таинственных загадок.
Во всех книгах из этой, наиболее популярной серии кроме России почти всегда присутствуют две страны — Англия и Япония. Обе эти страны Акунин любит. Японию Акунин долго изучал, жил там некоторое время, в Лондоне живёт сейчас.
Из книг о Фандорине мы узнаём о великом сыщике больше, чем знаем о самом авторе. Перед нами проходит вся жизнь Эраста Петровича, полная удивительных приключений, от 1856 до до 1920 года. Перед нами три поколения Фандориных. В одном из последних романов серии «Алмазная колесница» штабс-капитан Рыбников (псевдоним явно взят из рассказа А.Куприна), которого преследует сыщик, приехал из Японии и принадлежал к таинственной секте «ниндзя», оказывается сыном Эраста Петровича. В другом романе «Приключения магистра» — главный герой его внук, Николас Фандорин.
Другие книги
Из других серий Акунина наиболее известны «Приключения Пелагии», где в роли сыщика выступает инокиня Пелагия, «Смерть на брудершафт», с главным героем разведчиком Алексеем Романовым, «Жанры», в которой Акунин мастерски использует самые разные литературные жанры — шпионский, детской книги, фантастический, мистический и серия, которую он пишет сейчас, «История российского государства». Есть, конечно, и книги, которые в серию не вписываются, а также книги под другими именами — Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Книги и статьи на литературоведческие и другие темы Акунин пишет под своим именем Григория Чхартишвили.
Политические взгляды Бориса Акунина
По старой традиции в России «поэт больше, чем поэт» и писатель больше, чем писатель. Здесь мнение литературных деятелей всегда было весомым и значительным. Акунин редко пишет на политические темы и поэтому особенно большое значение получают его интервью, редкие выступления по радио и телевидению.
В последние годы, впрочем, писатель принимает участие и в некоторых общественно-политических акциях. В 2011 году он выступил с критикой фальсификации выборов в Госдуму, в 2012 становится одним из учредителей Лиги Избирателей. Акунин публично поддерживает оппозиционера Алексея Навального. В 2012 году вместе с писателями Быковым и Улицкой подписывает открытое письмо с протестом против закрытия иностранного фонда «Династия».
Писателю не нравится путинский режим. В декабре 2014 он уехал из страны («…трудно трезвому жить в одном доме с пьяными») и теперь постоянно проживает в Лондоне. Резко критически отнёсся Борис Акунин к делу «Юкоса» и аресту М.Ходорковского, назвав их «…самыми постыдными страницами постсоветского суда». Политической акцией можно считать интервью, которое писатель взял у осуждённого олигарха в тюрьме.
Несколько слов о личной жизни
Григорий Чхартишвили был два раза женат. Первая жена-японка, сокурсница по университету. Они прожили вместе четыре года. Вторая жена, с которой писатель живёт уже более 20 лет, Эрика Эрнестовна, профессиональный редактор, помогающая писателю в работе. Детей нет.
Григорий Чхартишвили активно занимается благотворительностью, жертвуя деньги на (как он сам выразился «самых несчастных) хосписы. Как рассказывают знающие Георгия Шалвовича, великий мастер детектива соткан из противоречий. С одной стороны, он любит в жизни порядок и размеренность, с другой — склонен к мистификации, авантюрам, резким движениям. На вопрос о том, как это умещается в одном человеке, сам Борис Акунин ответил так: «Вся моя жизнь — это попытка дисциплинировать и структурировать хаос, который внутри меня. Два начала — инь и ян — то сшибаются друг с другом, и тогда все валится из рук, то образуют гармонию, и это самое лучшее, что есть на свете».
Автор «многотомной «Истории российского государства» в своих последних интервью пытается понять почему «…Россия постоянно наступает на одни и те же грабли» и «… в чём дефект российской государственности». Другими словами, ответить на извечно русские вопросы кто виноват и что делать.
Кто виноват?
По мнению Акунина, в российских бедах виноваты не Сталин или Ленин, не большевики, не Романовы, не Путин и уж, конечно, не евреи. Так кто же? Окончательно ответа у писателя ещё нет, но, продвигаясь постепенно, год за годом по истории России (в третьем томе писатель доходит до XVII века) определённые предположения уже появляются. «Беда в том, — говорит Акунин в одном из интервью из Лондона, — что в России государство жестко централизовано и роль личности чрезвычайно велика. Тут имеет значение все — любой чих, состояние здоровья правителя, монарха, могут иметь последствия для жизней миллионов людей».
Оригинальность историческо-политической концепции писателя состоит и в том, что основной, образующей фигурой в создании централизованного российского государства он называет не Петра Первого (ХVIII в.), как это принято считать, а сравнительно мало известного Ивана Третьего (XV в.) Акунин, повторяю, не делает окончательных выводов, но всё больше склоняется к мнению, что характерная для России диктаторская система правления (писатель называет ей азиатской), идущая ещё от ханской орды, значительно проигрывает более демократической, европейской системе.
Заканчивает интервью страстный и болезненный монолог человека, покинувшего родину:
«У меня возникло твердое ощущение, что моя страна оккупирована врагом. Все, что мне в жизни было всегда враждебно, все, что мне было ненавистно, оно сейчас правит бал. Шовинизм, ксенофобия, агрессивное вранье, нетерпимость к инакомыслию, это все сейчас заполонило все пространство вокруг».
Что делать?
Григорий Чхартишвили — западник, глобалист, либерал. Он твёрдо убеждён, что спасение России в отказе от «азиатской», авторитарной, ущемляющей права и свободы человека, системы и в кардинальном реформировании страны в западно-европейском ключе. Именно в авторитарности режима заключается, по мнению Акунина, «…основной дефект российского государства».
«Поэтому, — делает вывод писатель в одном из интервью,- в России подавлена частная инициатива, ущемлены гражданские свободы. У нас так и не образовалось —считает писатель— правовое государство и закон что дышло. В XXI веке это совершенно невыносимо для развития экономики, промышленности, общества, чего угодно. И до тех пор, пока наша страна эти проблемы не решит, пока она не проведет внутреннее реформатирование государства, нас так все и будет трясти и колдобить». Но, одновременно, писатель плохо верит, что такое возможно в обозримом будущем (слишком велик историко-генетический груз прошлых веков) и предсказывает, что «…однополярный мир пробудет недолго, это противоестественно». Человечество, -по мнению писателя,- снова разойдётся на два лагеря. С одной стороны США и Е.С. С другой — Китай, Япония и, возможно, Россия. Собственно, после аннексии Крыма мы наблюдаем нечто подобное. Россия вышла из стран восьмёрки и конфронтация по вопросам, связанным с ПРО, всё более усиливается.
Отношение к творчеству Бориса Акунина
Уже в 2000 году творчество Акунина было высоко оценено критикой и его роман «Коронация» получил престижную литературную премию «Братья Карамазовы». Премию, которую вручают за лучший роман года. Но главное слово в оценке творчества Бориса Акунина сказал читатель. Книги писателя раскупаются мгновенно, переводятся на многие языки мира и по тиражам уже много лет занимают в России одно из первых мест. Так в 2006 году роман «Нефритовые чётки» (изд. Захаров) впервые с постсоветских времён вышел с начальным тиражом в 500 тысяч экзмепляров.
Рецензии на книги Акунина разные, а, порой, диаметрально противоположные:
-
Прекрасный язык и сюжет. От книги невозможно оторваться…
- Фандорин не человек, а машина, действующая по придуманной автором схеме в каждой книги. Шаг вправо, шаг влево считается побегом. Великий сыщик комфортно чувствует себя в образе клише.
-
Динамика повествования, интересная интрига и легкий слог автора, все это заставляет глотать и глотать одну страницу за другой.
-
Последние вещи Акунина мне кажутся, в известной степени, вымученными, даже натужными.
-
Нельзя не отметить блестящее литературное мастерство автора, который с легкостью играет детективными приемами. Каждое новое расследование не похоже на предыдущее.
-
Идеальное развлекательное чтение — лёгкое и интересное, написанное живым, не банальным и весьма разнообразным языком, но при этом довольно интеллектуальное и остроумное.
Наряду с такими разными, но имеющими литературно-критическую составляющую, отзывами, в последние годы, особенно, после отъезда Акунина из страны и критики им путинского режима, в СМИ стали появляться статейки, напоминающие тявканье из подворотни. В них, как в старые, добрые времена, критику заменяют злобные, антисемитские выпады: Акунин еврей, а, значит, русофоб, безродный космополит, враг народа. Вот фрагмент из такого тявканья: «Есть мнение, что Акунин — большой русский пейсатель, просветитель и гуманист, сенсей, (японское название учителя -Л.Р.) одним словом. Что не помешало ему назвать всех русских алкоголиками и временно-постоянно свалить из сраной рашки». И далее конкретное предложение: «Надо лишить его российского гражданства и принудительно депортировать на этническую родину — Израиль. Мотив депортации — ненавить ко всему русскому».
Послесловие
Борис Акунин — большой российский писатель детективного жанра, величайший мастер развлекательной литературы. Его творчество имеет не меньшее литературное значение, чем творчество Агаты Кристи, Конана Дойля, Рекса Стаута или Рэя Брэдбери. По жизненной достоверности, удивительным способностям, масштабам раскрытых преступлений главный герой его произведений Эраст Фандорин занимает достойное место в ряду самых ярких художественных образов гениев сыска: Шерлок Хомс, Эркюль Пуаро, Ниро Вульф, Комиссар Мегрэ, Миссис Марпл, некоторых других.
Исторические исследования писателя, на мой взгляд, очень любопытны, написаны прекрасным языком, легко читаются, но также носят, в большей степени, развлекательный характер и не претендуют (это неоднократно, подчёркивает сам автор) на научную достоверность. Хотелось бы надеяться, что наступят времена, когда Григорий Чхартишвили вернётся в Россию, как когда- то вернулся Солженицин, и будет чувствовать себя на родине как дома.
оп. «Еврейский мир»