Несущий в себе обещанье,
что предан душе до конца,
«Волшебную гору» венчает
невидимый замок Творца.
Сей замок в молитвах Терезы
дополнил изысканный Круз,
Шопена звучат экосезы
и вводят Рамбама экскурс.
Но замок увидит не каждый,
лишь близкие Б-гу душой,
открылся он Манну однажды
и срок, верно, каждому свой.
Отрогом Кармеля как будто
явил в нём себя Герзельберг,
в нём музыка светлого утра,
кошмара забывши ночлег.
Души же — божественный замок —
напомнит кому-то вокзал
и, если не суживать рамок,
двух войн пересадкою стал
не знавшим вины поколеньям,
забытым в горах до поры…
И в замке найдёт утешенье
достигший вершины Горы.
——————————————
Святая Тереза Авильская (1515 — 1582) — испанская монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений. Самой значительной книгой Терезы стал «Внутренний замок», где она изображает душу как замок с многочисленными комнатами. Бог говорит с душей на разные лады. Иногда это как бы происходит извне, иногда – из самой глубины души, иногда – самой ее высоты, иногда же настолько извне, что слова можно услышать, словно их ясно произнес чей-то голос.
Хуан де ла Крус (1542-1591) – испанский богослов, поэт, мистик, сподвижник святой Терезы Авильской, вместе с ней реформировавший орден кармелитов. Автор сочинения «Восхождение на гору Кармель», повествующего о том, как душа должна приготовить себя, чтобы в недолгом времени дойти до единения с Богом.
Рамбам (1138-1204, — Рабби Моше бен Маймон) – выдающийся еврейский филосов, богослов, врач, талмудист, ввёл понятие духовного замка. Мир Маймонида — это величественный замок, окруженный стеной. Вокруг стены замка ходят люди, сам же замок — обитель Творца. Некоторые не подозревают о существовании замка, и повернулись к нему спиной. Другие блуждают вокруг стены, не находя ворот. А некоторые нашли ворота и вошли в замок. Это — мыслители. Но есть и такие, которые проникают вовнутрь самого замка и пребывают там постоянно. Это — пророки… Маймонид рассматривал религию как поэтическую истину и утверждал, что в мире духа «врата интерпретации» не должны быть запертыми, — признание, которое Гуго Бергман по праву назвал «дерзким».
Герзельберг, — гора, у которой мифологический миннезингер Тангейзер, идя на состязание певцов, увидел богиню Венеру ( Frau Venus). Она завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечения
Ганс Касторп, главный персонаж «Волшебной горы», попадает в находящейся на горе Герзельберг санаторий «Берггоф» и проводит там семь лет в размышлениях и развлечениях.
Спасибо Вам, дорогой Роланд! Я, с Вашей подачи, недавно перечитал «Иосифа», теперь надо «Волшебную гору» освежить.
Лучшего комплимента не может быть! Спасибо, дорогой Ефим!