Вокруг Германии

Loading

Ну, почему же нельзя?
В. Высоцкий

Прочитала размышления Л. Мадорского насчет допустимости проживания в Германии и ощутила потребность заняться любимым делом: отделением мух от котлет.

Скольких раввинов достопочтенный автор успел опросить? Четверых? И получил четыре взаимоисключающих ответа? Уверяю вас, если бы раввинов было 104, и ответов было бы столько же. И столь же разных. В иудаизме так оно и устроено – традиция такая. Слишком различны условия, в которых мы живем, различны проблемы, с которыми сталкиваемся, один и тот же поступок может быть в одном случае единственно правильным, в другом – в корне неверным.

Вот, например, заявление: «Что касается Германии, то здесь евреям не только можно жить, но и нужно. Просто необходимо. Почему? Потому что Гитлер хотел сделать эту страну свободной от евреев. Создавая еврейскую общину в Германии, мы не даём осуществиться его желанию«, — представляется мне более или менее естественным в устах еврея немецкого – ассимилированного, носителя соответствующего языка и культуры, какого-нибудь Фейхтвангера, Гершома Шолема или Мартина Бубера. Эти люди действительно были частью Германии и могут претендовать в ней на свое место под солнцем.

Но уроженец Кракова, Киева или Петербурга… Право же, это напоминает мне героя одного из рассказов Людвика Ашкенази – начальника гестапо, который был некогда приказчиком в лавке галантерейных и модных товаров и всю жизнь мечтал заполучить себе в лапы кого-нибудь из бывших покупателей, чтобы сказать ему: «Ну что, сволочь – видал?!«. Что значит «Германия стала другой«? Если вы имеете в виду, что она антисемитской быть перестала, то глубоко ошибаетесь. В ней, правда, уже больше полувека не наблюдается массовых погромных настроений, но они же и прежде волнами накатывали, со спокойными периодами чередовались, и не только в Германии, но и во всех странах христианской культуры.

Понимаю, что куда спокойнее уверовать в сказки антигитлеровской коалиции про ужасных нацистов, которых не иначе как с Марса десантом сбросили, чтоб они творили уникальное, непостижимое зло, чем примириться с мыслью об изначальной враждебности к евреям цивилизации, в которую ассимилированы все мы. Да, конечно, в этот раз основным источником опасности была Германия, и повезло нам, что ее разгромили, но… побеждена-то была Германия, а вовсе не антисемитизм, и завтра вполне может полыхнуть где-нибудь в другом месте. Так что настоящий-то вопрос не в том, можно ли жить в Германии – не хуже и не лучше, чем во Франции, Латвии или Польше – а в том, что в диаспоре жить – значит жить в вечной опасности. В Израиле, впрочем, тоже не райские кущи, но…

Вот, другие раввины утверждают, что «Жить в Эрец-Исраэль, — молодой человек говорил по-русски хорошо, с израильским, певучим акцентом,- одна из главных мицвот. Господь даровал евреям эту землю и других вариантов просто нет и быть не может«. Но задумывался ли молодой человек, вне всякого сомнения способный подкрепить свои утверждения десятком-другим цитат из самых авторитетных источников – задумывался ли он над тем, в какой ситуации «источники» говорили это?

В данном случае я имею в виду ситуацию не внешнюю, а чисто внутреннюю – евреи жили тогда общиной. И те, кто переселялся в Эрец-Израэль, были ее полномочными представителями, ее предстоятелями на молитве, нередко она же посылала им средства к существованию. Первые кибуцы и мошавы – как религиозные, так и светские – тоже были общинами, продолжавшими жить в своей культуре и традиции, и если даже что-то меняли (например, язык общения!), то тоже – все вместе. Сегодняшний Израиль – страна со своей сложившейся культурой, своим бытом, своими возможностями и своими проблемами, отличными от возможностей и проблем диаспоры. Чтобы исполнить «мицву», мало переместиться в пространстве, помню – вскоре после алии спросила я женщину, приехавшую из России на пару лет раньше, что тут, собственно, за жизнь, и получила замечательный ответ: «Тут приживается только тот, кто знает, зачем приехал».

Еще более точный и глубокий ответ получила я от рава Адина Штайнзальца: Свобода бывает «от», а бывает «для». Понятно, что вы уезжали «от» советской власти со всеми ее прелестями, но… куда вы приехали, и зачем? На празднике Песах вам будут рассказывать, что это – праздник освобождения из египетского рабства, но упомянут ли, что путь из Египта вел на Синай?

Перед нашими предками, людьми общины, такой вопрос вообще не вставал, им по умолчанию было ясно, что «мицва» жизни в Эрец-Израэль – это внесение сколь угодно скромного, но все же вклада в возможность существования как единый народ. Для них это было ценностью. Является ли это ценностью сегодня для нас, «краденых детей», привыкших к тому, что «еврей» – всего лишь неприятная графа в анкете? И если нет – стоит ли совершать алию? Не лучше ли остаться в диаспоре, честно работать и стараться раствориться в окружающей среде – будь то Германия или Франция, Америка или Канада?

Общезначимого ответа на этот вопрос быть не может – каждый решает сам.

14 комментариев для “Вокруг Германии

  1. Лев,
    Заявление Льва: «Что касается Германии, то здесь евреям не только можно жить, но и нужно

    Это, Борис, не я сказал, а раввин Магдебурга. У меня как раз другая точка зрения: «Для евреев лучшее место Израиль» Но репатриироваться надо( цитирую себя) не, что называется, «сперепугу, а по зову сердца»
    ======================
    Лев, извините за неправильную ссылку. . Здесь я согласен с вами.

  2. Заявление Льва: «Что касается Германии, то здесь евреям не только можно жить, но и нужно. Просто необходимо. Почему? Потому что Гитлер хотел сделать эту страну свободной от евреев. Создавая еврейскую общину в Германии, мы не даём осуществиться его желанию»,
    gредставляется мне, как и Элле, неверным, уже хотя бы потому, что то, что необходимо для евреев, не должно определяться желаниями Гитлера. Так и коммунисты могут сказать, что надо придти к власти в Германии, чтобы не дать осуществиться желанию Гитлера освободить мир от коммунистов и евреев.

    Но не согласен с заключением Эллы:
    ” Не лучше ли остаться в диаспоре, честно работать и стараться раствориться в окружающей среде – будь то Германия или Франция, Америка или Канада?”

    Слова «стараться раствориться» выражают не столько старания многих и многих евреев диаспоры, сколько осуждающий взгляд Эллы из Израиля.
    Откликнувшиеся Борис Тененбаум , Евгений Майбурд, Ontario14, да и сам «виновник» замечаний Эллы Лев Мадорский, не проявляют такого старания. Элла может сказать, что говорит о тенденции. Ассимиляция происходила всегда, но диаспора не привела к исчезновению в ней евреев. Или пришли последние времена? Машиах на пороге? Если да, то наши дискуссии теряют смысл. Если нет, будем помнить , что будущее открыто. Не только коллегами Гостевой жив Израиль как в Израиле, так и в Диаспоре.

    1. Борис Дынин : …. Но не согласен с заключением Эллы:
      «Не лучше ли остаться в диаспоре, честно работать и стараться раствориться в окружающей среде – будь то Германия или Франция, Америка или Канада?»
      ———————
      Я понял текст Эллы совсем по другому: каждый имеет полное право решать самому, но если для еврея диаспоры не является ценностью «существования как единый народ», то ему стоит хорошо подумать ЗАЧЕМ он хочет переехать в Израиль.
      В Израиле стоит бороться за любые ценности только в рамках «единый народ»: убеждением сограждан и таким принуждением, которое они признают справедливым.

      1. С Вами, Бенни, я полностью согласен, хотя считаю, что евреи в Германии ( ассимиляция, нерелигиозность, идентификация) не имеют будущего.

    2. Заявление Льва: «Что касается Германии, то здесь евреям не только можно жить, но и нужно
      Это, Борис, не я сказал, а раввин Магдебурга. У меня как раз другая точка зрения: «Для евреев лучшее место Израиль» Но репатриироваться надо( цитирую себя) не, что называется, «сперепугу, а по зову сердца»

  3. Речь не о завтрашнем дне, а о, времени, ну скажем, через парочку тысяч лет
    ==
    Лев,
    А давайте отмотаем эти пару тысяч лет не вперед, а назад ? 🙂 И вот стоите вы, иудей, проживающий на Рейне, в Colonia Claudia Ara Agrippinensium, и размышляете над вопросом: а правы ли вы ? Ведь, в конце концов, варварские атавизмы уже уходят в прошлое ?

    1. Ну всё-таки, Борис 2 тыс.лет назад и столько же вперёд не совсем одно и то же. Через две тысячи лет наши потомки встретятся не на Рейне, а где-нибудь в созвездии Андромеды и будут не евреи, русские или немцы, а земляне.

    1. Разделяя мнение Е.М.М., позволю добавить — из новостей:
      «Самолет с двумя ранеными на борту, 23 и 28 лет, приземлился в аэропорту Бен-Гурион в ночь на пятницу.
      Walla сообщает, что по прибытии в Израиль, бельгийские евреи, получившие ранения в результате взрыва в брюссельском аэропорту, были доставлены в столичную клинику «Адасса — Эйн-Карем». ..
      Как сообщал «Курсор», в этом году празднование Пурима в Брюсселе прошло, практически, втайне. В связи с тем, что власти города попросили лидеров еврейской общины в столице Бельгии не устраивать публичных празднеств по случаю Пурима, евреи города не выходили на улицу.
      Более того, им было запрещено появляться в городе в карнавальных костюмах.
      ————-
      Такие сегодня дела, а что будет через 2000 лет — этого и Курсор не знает.

  4. Дорогие Элла и Борис! Речь не о завтрашнем дне, а о, времени, ну скажем, через парочку тысяч лет. Впрочем, первые сигналы из будущего приходят уже сегодня.

    1. Сигналов не замечаю, а что будет через парочку тысяч лет, будет уже без нас. Нам бы выжить сегодня.

  5. Очень интересно было, Элла, прочитать, Вашу ваметку. И не только потому, что она написаны по следам моей статьи, но и потому что мне давно уже нравится Ваш стиль- уверенный, напористый, лёгкий. А ещё.потому, что у нас с Вами несколько разный взгляд на последние события в Европе-Германии. Я, в отличие от Вас, не вижу трагических, а ля Веллер, перспектив мигрантского кризиса. На мой взгляд Германия рано или поздно проснётся и никаких «закатов» и т.п. не ожидается.

    Но сегодня, собственно совсем другая тема и тут у нас много общего. Я как и Вы, как и раввин у Стены плача, считаю, что совершил далеко не лучший поступок в своей жизни, приехав не в Ихраиль, а в Германию. Были тому свои причины. Но, вместе с тем, я не считаю, что антисемитизм вечен. По-моему, антисемитизм это атавизм, дикость, варварство, которые отживают свой век. Как в России, так и в Германии. Выбор очевиден. Либо человечество ожидает будущее без антисемитизма, либо не будет будущего. Раковая опухоль юдофобии его уничтожит…

    1. По-моему, антисемитизм это атавизм, дикость, варварство, которые отживают свой век. Как в России, так и в Германии.

      А по-моему, дикость и варварство (не только антисемитизм, а вообще) век свой вовсе не отживают. Скорее уж отживают его Россия и Германия.

      1. «… дикость и варварство (не только антисемитизм, а вообще) век свой вовсе не отживают …»

        Истинная правда.

Обсуждение закрыто.