А.В. ИСУПОВ — МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Рашковский -фото

А.В. ИСУПОВ — МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

 

«История — это не учительница,

а надзирательница — она ничему не учит,

но сурово наказывает за незнание уроков».

В.О.Ключевский

 

 

Читая многие научные статьи, я стал задумываться над афоризмом Станислава Леца, и позволил себе немного перефразировать его — «Если из истории убрать всю субъективность, то это совсем не значит, что останется одна только правда. В результате может вообще ничего не остаться».

Задумываются ли наши научные работники над смыслом документов, мемуаров, объективно ли их рассматривают и осмысливают? Я имею в виду, осмысливают ситуацию с позиции того времени, а не с точки зрения сегодняшнего дня или они просто перепечатывают текст в свои статьи. И ставят сноску — использован архивный материал какой-то.

Я хочу, привести один документ, без фамилий и конкретного места событий:

 

КОМИТЕТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ города…..

Комитет национального Освобождения г…… с целью довести до сведения семьи русского солдата……….о смерти близкого родственника и получить от Правительства СССР причитающееся им материальное пособие

ОБЪЯВЛЯЕТ

что, вышеуказанное лицо прибыл в г…… летом 1944 года, находясь в то время в подчинении немецких войск, в качестве шофёра, он постоянно старался установить близкие отношения и дружбу с итальянским населением, открыто выражая свои анти-немецкие чувства.

Вследствие этого 24 декабря 1944 г. получив приказание отправиться с грузовиком для перевозки войск в коммуну … во время перевозки он добровольно вызвал крушение грузовика, в котором сам оказался легко ранен, вызвал смерть двух немецких солдат и ранение многих других.

После происшедшего немцы ему угрожали, что он должен быть расстрелян, но вмешательство итальянских гражданских лиц не допустило этого преступления.

Его служба у немцев стала в дальнейшем невозможной и в феврале 1945 г. он убежал, для того чтобы соединиться с партизанскими отрядами действующими в этой зоне. В партизанских отрядах он показал свою активную, заслуживающую похвалы помощь, содействуя освобождению города ещё до прибытия Союзных войск… (орфография сохранена).

… Погиб 15 мая при разминировании.

Подписи очевидцев… пять. Печать командования полиции города. Подпись… Штамп командования бригады Гарибальди. Подпись… Подпись Секретаря Консульского отдела Посольства СССР в Италии… 1945 год.

Оставим стилистику в покое, бригады Гарибальди подчинялись коммунистам.

Документ? Да документ! Я пытался осмыслить его долго и мучительно… военнопленный работал шофёром — да работал, в декабре 1944 во время аварии приведшей к гибели двух немецких солдат и ранение многих, военнопленный не был расстрелян. И авария была, и расстрелян не был, продолжал служить у немцев — продолжал, только в феврале 1945 года убежал — да. Погиб после войны в Италии — да погиб. Материальное пособие Правительства СССР — не знаю было или нет. Но всё равно, что-то настораживает в документе, и события конкретные имели место и люди, но логика разваливается! Трагедия конкретного человека? Да, трагедия! Но нет чего-то объединяющего… Может читатели подскажут? Является, ли этот документ фактом трагедии конкретного человека? Или его можно отнести к документам, показывающим патриотизм советского народа? Как рассматривать? С точки зрения 1945 года? Или с точки зрения сегодняшнего дня, когда время сгладило все острые углы и отшлифовало все шероховатости тех событий, как волны морского прибоя обкатывают гальку на берегу?

Но вернёмся к заглавию статьи. Собирая материал о Лобовикове, я сталкивался с документами, газетными статьями и информацией в Интернете о Исупове и решил осмыслить весь набранный материал. И вопросов стало ещё больше! Нет, не к Исупову, а к людям, которые о нём пишут… Осмысленно ли пишут?

Приведу две цитаты из разных художественных произведений, но одна из цитат была взята для одной научной статьи. Речь идёт об одном и том же событии, произошедшем в августе 1928 года в Риме, немного разные описания, но смысл текста похож друг на друга как две капли воды:

«12 августа Коненковых посетили московские художники Федор Богородский, Георгий Ряжский, певец Гаврилов. Говорили о России, о Горьком, о Шаляпине» из книги Бычкова Ю.А. «Коненков» 1985 года.

Из статьи «Итальянский период творчества А.В.Исупова» — «А.С.Курская, жена полпреда СССР, работавшего в Италии с 1928 по 1932 г., воспоминала, что как-то в Риме «собрались советские художники: Исупов, Гаврилов, Богородский, Ряжский и недавно приехавший из Америки скульптор Коненков. Художники размечтались о Родине, о том, что они покажут в Москве. Один только Исупов сидел мрачный. Он вынужден был из-за костного туберкулеза жить постоянно в Италии».

Курская А.С. Пережитое. М., 1965, с. 243–244.

Вроде бы всё нормально и автор воспоминаний, который использовался для научной статьи солидный! Ещё бы, жена Полпреда!.. И события имели место — собрались художники, попили чайку, поболтали, помечтали! Но всё равно, что-то не то! Как под копирку. Да и воспоминания спустя тридцать-сорок лет притупляются. Что-то нельзя говорить, что-то говорить неудобно, что-то даже очень неудобно, ведь если это было хорошо вчера, это не значит, что это же самое будет хорошо сегодня, может быть и наоборот. И если для художественного произведения вольная трактовка и фантастические выводы из таких событий это нормально, то использование таких воспоминаний, и самое главное, выводы из подобных воспоминаний, не подкреплённых другими документами и фактами, для научной статьи, с моей точки зрения недопустимы. Тем более, никто стенограмму встречи не вёл, пиши, что хочешь, делай выводы, какие пожелаешь! И участников событий не спросишь — уже их нет!

Но мне прислали факты из биографии встречающихся…вот где интересно!

  1. Курская Анна Сергеевна — жена полпреда в Италии Д.И. Курского и глава итальянского отдела ВОКС. Да и сам полпред Д.И. Курский — один из организаторов внешней разведки СССР (в 1931 году ВОКС поддерживал связи с 77 странами мира, в то время как дипломатические отношения СССР имел лишь с 29 государствами). Как Вы думаете, читатели, какую ещё функцию, кроме выставочной деятельности и культурного обмена, в таких условиях, мог выполнять ВОКС? Только не надо фантазий — Штирлиц и Иоганн Вайс — это кино…
  2. Богородский С.Ф. — художник (кто бы спорил), но вот ещё одна, мало упоминающаяся, часть его совсем недавней биографии — председатель отдела по особо важным делам революционного трибунала Нижегородской губернии, бывший заведующий следственным отделом Нижегородской губернской ЧК, заведующим особым отделом Оренбургской губернской ЧК по борьбе с контрреволюцией. В январе 1920 года был откомандирован в Москву в ВЧК;
  3. Маргарита Ивановна Конёнкова (девичья фамилия Воронцова). Родилась в семье адвоката Сарапульского окружного суда, Ивана Тимофеевича Воронцова. Наша Вятская!!! В 1922 году вышла замуж за скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. Была знакома (вот сколько можно здесь понаписать! фантазии не хватит!) со многими известными людьми того времени — Федором Шаляпиным, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом, Сергеем Рахманиновым, Всеволодом Мейерхольдом. Из воспоминаний бывшего начальника Четвертого (диверсионно-разведывательного) управления НКВД-НКГБ генерал-лейтенанта Павла Судоплатова — «Жена известного скульптора Коненкова, наш проверенный агент, действовавшая под руководством Лизы Зарубиной (жены Василия Зарубина, резидента НКВД в США), сблизилась с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне. Она сумела очаровать ближайшее окружение Оппенгеймера. После того как Оппенгеймер прервал связи с американской компартией, Коненкова под руководством Лизы Зарубиной и сотрудника нашей резидентуры в Нью-Йорке Пастельняка (Лука) постоянно влияла на Оппенгеймера. И еще ранее уговорила его взять на работу специалистов, известных своими левыми убеждениями, на разработку которых уже были нацелены наши нелегалы и агентура…» (документов и фотографий подтверждающие воспоминания Судоплатова — куча, есть даже личная переписка Эйнштейна с Конёнковой);
  4. А.В. Исупов, который… сидел мрачный;
  5. И другие действующие лица – С.Т. Коненков, Г.Г. Ряжский  и Гаврилов.

И, Вы думаете, что люди с такими анкетами, вместе собрались просто попить чайку и поговорить о Шаляпине? Или сказать Исупову — ай-яй-яй, как не хорошо, Алексей Владимирович — получили аванс за картину, и не Вас в СССР нет, ни произведения искусства!

И вот у меня возникли сомнения, и я задал себе вопрос, а кем всё-таки был А.В.Исупов — художником волей жизненных обстоятельств уехавший на лечение и застрявший в Италии? Но нет никаких данных, что он там занимался лечением, кроме слов самого Исупова. При костном туберкулёзе верхних конечностей, меня могут поправить врачи, нельзя подвергать суставы большим и длительным физическим нагрузкам, но, по словам Исупова, он там работал как вол. И это верно! Верю, что как вол, судя по выставкам 1926, 1927 и 1928 годов, но только на кого? На себя? А заказ ВЦСПС как же? Одни отписки…

Или же человеком, который заранее знал, что он не вернётся в СССР и давал определённые опрометчивые обещания определённым организациям, которые разрешали выезд из страны? Может поэтому он и сидел очень мрачный в кампании таких представительных людей, ибо знал биографию, пускай не всех, а только товарища по московскому художественному цеху Богородского, и ему напомнили об обещаниях? Но напомнили деликатно, чтобы не портить общей работы, ведь шла подготовка к возвращению А.М.Горького в СССР, а Алексей Максимович был очень строптивым человеком. Может быть…

Или, Исупов, тоже был чьей-то ширмой, как С.Т.Коненков? Может быть…

Был ли к середине 1928 года Исупов А.В. официально гражданином СССР? То есть юридически, а не просто имел в кармане советский паспорт. Прямых доказательств у меня пока нет. Для этого нужно знать законодательство 1922-1928 годов, структуру взаимодействия между ведомствами, включая и ОГПУ, их взаимодействие, в так сказать, неофициальном порядке и так далее. Но косвенные доказательства…..В 1930 году Исупов выставляется на 17 Венецианском биеннале, но не в павильоне СССР, а в Международном. Почему? А.С.Курская постоянно докладывала в Москву о необходимости более целенаправленной и агрессивной пропаганды СССР в Италии, тем более, что на тот момент этому способствовала и обстановка внутри самой Италии. И вдруг советский гражданин А.В. Исупов выставляется вместе с эмигрантом П.В. Безродным! Да и если Вы проанализируете произведения показанные на официальной выставке и на выставке Исупова, то найдете мало общего между идеями Советского государства и советского гражданина Исупова. А ведь на дворе не 2016 год, а 1930 год! Только что закончилась в СССР первая партийная чистка, лишен гражданства и выдворен из СССР Троцкий, проходят процессы по делу «Промпартии» и дело «Весна». Вопросы, вопросы…

А по какому паспорту выезжал Исупов в Нидерланды на открытие своей выставки в 1931 году? Кто и где давал разрешение и ставил визу? Опять вопросы!

Художники, жившие в Италии, были записаны в фашистский профсоюз искусств, членство в котором было обязательным условием для предоставления своих работ на отборочный конкурс биеннале, любых других выставок под патронажем государства, да и просто для получения хороших заказов.

Вот пример, подтверждающий выше сказанное.

В 1935 году Исупов посещает своего давнего знакомого художника И.П. Загоруйко… опять чай, задушевные беседы и так далее. Но сколько мне открытий чудных готовит просвещенья дух… Архивы!!! Обращение художника Загоруйко об участии в выставке. Я переписал только концовку письма, а весь текст желающие могут посмотреть в архиве ASAC:

«…..Я уже участвовал в XX Биеннале в павильоне иностранных художников, проживающих в Италии. Прошу учесть, что я записан в Межпровинциальный фашистский профсоюз искусств Салерно (с главным штабом в Неаполе). Заранее благодарю. С фашистским приветом, Джованни Загоруйко. Я являюсь представителем русской белой эмиграции (7 октября 1920, Крым)».

Письмо Ивана Загоруйко в администрацию биеннале в ноябре 1937 года. La Biennale di Venezia, ASAC.

А сколько еще таких обращений, просьб, заявлений, сообщений от разных русских художников, и не только художников, в различные государственные учреждения Италии можно найти…о-о!

Вернусь в 1943-44 год.

Стоит ли опираться в научных статьях, а не в художественных опусах, на тему участия А.В. Исупова в Сопротивлении на нижеследующие мемуары или на документ, который был приведён в самом начале статьи и делать какие-либо выводы?

«…..встреча…..произошла на улице (в Риме) так же случайно в один воскресный день, как и у художника с Кубышкиным. У ларька мелких галантерейных вещей стояли три русских молодых паренька в поношенном одеянии немецких солдат…..». Флейшер А.Н. «Алексей Владимирович Исупов»…..и так далее и так далее… опять чай.

А вот другой пассаж… «И вот в первом часу этого воскресного дня привозят нас обратно в лагерь. Глядим, возле ворот полно народу, итальянцы и итальянки угощают нас и немцев едой, вином. А немцы — те норовят взять побольше… ». Это воспоминания другого участника группы сопротивления Флейшера, опубликованные в газете «Коммунар» 2, 6 и 7 октября 1970 года.

Уважаемые представители науки в ваших публикациях об участии А.В. Исупова в Сопротивлении вы опираетесь на вот такие мемуары, конъюнктурно, без осмысления. И всё это гуляет по ресурсам Интернета, которые дают ссылки на ваши же статьи! И все это читают школьники и студенты, которых Вы учите, и думают, что раз в своих статьях мой преподаватель, опирается на эти документы, значит, так оно и было! Это, что описание немецких концлагерей и советских военнопленных?!! Узники покупали расчёски, одеколон и пили вино?!! Я просто обратился к первоисточнику. А ведь речь идёт о сентябре 1943 года! Только-только отгремела Курская Битва! Я не спорю, и допускаю, что данные события и факты могли иметь место! Я о Сопротивлении! Знать и понимать, что ты знаешь, на мой взгляд, это разные вещи.

По Ялтинским соглашениям репатриации подлежали ВСЕ ГРАЖДАНЕ СССР! ВСЕ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!! Что же случилось с нашим земляком Исуповым? Его даже соглашения не коснулись, подписанные Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем! А ведь до улицы Виа-Номентана в Риме, где располагалась в двухэтажном особняке миссия уполномоченного СНК СССР по делам репатриации, от дома, где жил Исупов, не так уж и далеко…

Товарищи преподаватели и научные работники, знаете ли вы, что из Италии было репатриировано 54.350 человек. На отдел уполномоченного СНК СССР по делам репатриации в Италии (создан в ноябре 1944 года) и советскую разведку и работали сотни и тысячи людей из состава Бригад Гарибальди и других итальянских отрядов, которые очень тщательно собирали информацию, о том, где находятся, скрываются или могут находиться русские, любые русские. Ведь не все хотели возвращения домой, и причины их не желания встречи с Родиной могли быть совершенно различные. От воинских преступлений до простой любви.

Работа органов репатриации заключалась в следующем:

По мере поступления, репатрианты подлежали направлению:
а) Военнослужащие Красной Армии (рядовой и сержантский состав), находившиеся в плену. В армейские сборно-пересыльные пункты. А, после проверки в них, – в армейские и фронтовые запасные полки;
б) служившие в немецкой армии, в специальных строевых немецких формированиях, «власовцы», полицейские и другие лица, вызывающих подозрения – в спецлагеря НКВД;
в) офицерский состав – в спецлагеря НКВД;
г) гражданское население – во фронтовые сборно-пересыльные пункты и пограничные проверочно-фильтрационные пункты НКВД. Из них, после проверки мужчин призывного возраста – в запасные части фронтов или военных округов, остальных – к месту постоянного жительства (с запретом направления в города Москву, Ленинград и Киев)… и на каждого составлялись бумаги, НА КАЖДОГО!

Учитывая заслуги четы Коненковых перед Родиной, в США по указанию И.В.Сталина в 1949 году был направлен целый теплоход, чтобы вывезти и Коненковых и мастерскую Сергея Тимофеевича в СССР, а в нашем случае… даже билет на поезд за свой счёт не дали купить…

У меня есть теперь возможность получать документальный материал о событиях, произошедших в Италии в 1918-1950 годах, о работе советских граждан и учреждений в Италии в этот период, о белой эмиграции и по мере поступления материала я буду публиковать документы и об итальянском периоде жизни А.В. Исупова.

 

Александр Рашковский, краевед, 16 марта 2016 года.