До «Дела врачей»

Вот два документа.
С.Д. ИГНАТЬЕВ1 – И.В. СТАЛИНУ О РАЗОБЛАЧЕНИИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ В КЛИНИКЕ ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ
27 февраля 1952 г.

Совершенно секретно
Товарищу СТАЛИНУ

При этом представляю протокол допроса арестованного ЛЕВИНА Г.Л., ассистента кафедры лечебного питания Центрального института усовершенствования врачей, сына врага народа ЛЕВИНА Л.Г.
ЛЕВИН Г.Л. показал, что в клинике лечебного питания Института питания Академии медицинских наук СССР существует националистическая группа, возглавляемая директором клиники, профессором ПЕВЗНЕРОМ М.И. Участники группы применяли порочные методы лечения, наносящие ущерб здоровью больных и подрывающие советское здравоохранение.
Из числа лиц, входящих в эту группу, кроме ЛЕВИНА Г.Л., арестованы: БЕРЛИН Л.Б. и ЛЕВИН Б.С.

С. ИГНАТЬЕВ
Отп[ечатано] 6 экз.
Копии разосланы:
Товарищам: Маленкову Г. М.
Берия
Булганину2
Экз. 5 – секретариат МГБ СССР
Экз. 6 – 5 Управление МГБ СССР
Исп[олнитель] т. Рассыпнинский (6 отдел)
Маш[инистка] Мотылева, 23.02.52

АП РФ. Архивная коллекция. Копия.

Показания Г.Л. Левина о деятельности «националистической группы» в клинике лечебного питания
22.01.1952

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА
арестованного ЛЕВИНА Георгия Львовича
ЛЕВИН Г.Л., 1900 года рождения, уроженец г. Москвы, еврей, гражданин СССР, беспартийный, кандидат медицинских наук.
До ареста — ассистент кафедры лечебного питания Центрального института усовершенствования врачей.
Допрос начат в 20 ч. 00 м.
Допрос окончен в 23 ч. 40 м.
ВОПРОС. На следствии вы показали, что, являясь еврейским буржуазным националистом, на протяжении ряда лет проводили вражескую работу. Покажите, в чем конкретно она выражалась?
ОТВЕТ. Прежде всего, я хотел бы показать о той обстановке, которая существовала на протяжении многих лет в клинике лечебного питания Института питания Академии медицинских наук Союза ССР, где я продолжительное время работал. В клинике лечебного питания сложилась группа из националистически настроенных научных сотрудников во главе с директором клиники — профессором ПЕВЗНЕРОМ М.И., который в прошлом вел активную работу в еврейских националистических общественных организациях. Собранный ПЕВЗНЕРОМ еще в начале 20-х годов коллектив состоял в основном из лиц еврейской национальности, во всем поддерживавших друг друга, прочно державшихся за свои места в клинике и не желавших работать вне стен клиники на других участках советского здравоохранения.
Замкнутость коллектива является характерной чертой этой националистической группы, засевшей в клинике. На протяжении всех лет работы в клинике не было сколько-нибудь существенного движения кадров и особенно выдвижения молодежи на руководящую работу.
ВОПРОС. Кто входил в эту националистическую группу?
ОТВЕТ. Участниками антисоветской националистической группы являлись — БЕРЛИН Л.Б., профессор, заведующий отделением болезней обмена веществ и гипертонической болезни, ГОРДОН О.Л. — профессор, заместитель директора клиники лечебного питания и заведующий желудочным отделением этой клиники, я — ЛЕВИН Г.Л., ЛЕВИН Б.С. — бывший главврач клиники лечебного питания, МАРШАК М.С. — профессор, заведующий отделением организации лечебного питания, АЧАРКАН А.И. — доцент кафедры лечебного питания Центрального института усовершенствования врачей, КУДАШЕВИЧ В.З. — ассистент кафедры лечебного питания того же института.
Возглавлял же эту группу ПЕВЗНЕР Мануил Исаакович — профессор, директор клиники лечебного питания Академии медицинских наук СССР.
Перечисленные лица, как и я, по своим политическим убеждениям являются еврейскими буржуазными националистами, что было одной из основных причин установления между нами тесных отношений.
Совместно работая с БЕРЛИНЫМ, ГОРДОНОМ, ЛЕВИНЫМ Б.С. и другими, особенно в 1949—1951 гг., я неоднократно вел с ними антисоветские националистические разговоры. Мы собирались в своих служебных кабинетах и высказывали вражеские измышления, подвергая с антисоветских позиций критике политику ВКП(б) и Советского правительства.
ВОПРОС. Иначе говоря, вместе с другими еврейскими националистами вы устраивали антисоветские сборища?
ОТВЕТ. Да, эти наши встречи часто протекали как антисоветские сборища и происходили они чаще всего в кабинетах ГОРДОНА или БЕРЛИНА.
ВОПРОС. Покажите подробнее об этих сборищах.
ОТВЕТ. Являясь по своим политическим убеждениям еврейскими националистами, я, БЕРЛИН, ГОРДОН, ЛЕВИН Б.С., КУДАШЕВИЧ, АЧАРКАН и другие на наших сборищах высказывали различные измышления и клевету в отношении политики ВКП(б) и Советского правительства, охаивая советскую действительность.
Мы клеветнически утверждали, что в нашей стране якобы существует антисемитизм, поощряемый Советским правительством, что за последние годы якобы открыто проводится политика дискриминации евреев и массовое увольнение их из советских учреждений и организаций. В подтверждение своих вражеских вымыслов мы приводили отдельные факты увольнения лиц еврейской национальности, увязывая их с политикой Советского правительства.
Участники сборищ также враждебно отнеслись к борьбе с космополитизмом и в этой связи распространяли различные вражеские вымыслы. Особенно мы возмущались, что в наших газетах, наряду с псевдонимом того или иного литератора, скатившегося на путь космополитизма, указывалась его настоящая еврейская фамилия. Это мы расценивали как травлю лиц еврейской национальности. Руководящее ядро клиники большинство мероприятий, проводимых партией и правительством, рассматривало со своих антисоветских националистических позиций. В подтверждение приведу следующие факты.
В 1950 году проверявшая клинику лечебного питания комиссия Московского комитета партии и Академии медицинских наук СССР пришли к отрицательным выводам по ряду основных вопросов работы клиники. Работа комиссий была расценена нами как антисемитское мероприятие, направленное на дискриминацию клиники, в которой большинство сотрудников евреи. В том же году последовал приказ Министра здравоохранения СССР о направлении для работы на курортах ряда сотрудников клиники. Данный приказ мы встретили в штыки и рассматривали его как мероприятие антисемитского характера. Кафедра лечебного питания в Центральном институте усовершенствования врачей рассматривалась нами как убежище для врачей-евреев, сокращенных вопреки нашему желанию из клиники лечебного питания Академии медицинских наук. Так, в 1949 году сокращенные в клинике КУДАШЕВИЧ В.З. и АЧАРКАН А.И. тут же были включены ПЕВЗНЕРОМ М.И. в штат кафедры лечебного питания.
При присуждении звания лауреатов Сталинской премии медицинским работникам мы прежде всего интересовались не «обижены ли» евреи. Однажды я присутствовал при телефонном разговоре ПЕВЗНЕРА М.И. с профессором-рентгенологом ДИЛЛОНОМ Я.Г. Поздравляя его с присвоением звания лауреата Сталинской премии, ПЕВЗНЕР сказал, что поздравляет его вдвойне, имея в виду сам факт присуждения звания и то, что это звание удалось получить еврею.
В начале 1951 года врачи ИСАЕВ П.Л. и ЭЙНГОРН Е.О. приказом Министра здравоохранения СССР были назначены для работы на курорт. Отказавшись выполнить приказ, они подали жалобу в Народный суд. В этой связи националисты в клинике лечебного питания подняли большую шумиху. «Тяжба» бывшего секретаря партийной организации ИСАЕВА и врача ЭЙНГОРН с Министром здравоохранения стала предметом многочисленных антисоветских разговоров, в которых возводилась клевета на национальную политику ВКП(б) и Советского правительства и в ложном свете представлялись все мероприятия по урегулирования положения в клинике. Этот вопрос неоднократно обсуждался на наших сборищах в кабинетах ГОРДОНА О.Л., БЕРЛИНА Л.Б., ЛЕВИНА B.C. и МАРШАКА М.С., где выдвигались вопросы сохранения кадров из врачей-евреев в клинике лечебного питания. Особенно усердствовал в этом заместитель директора клиники ГОРДОН О.Л., который заявлял, что увольнение евреев это кампания, проводимая по указанию Правительства, что в ближайшее время уволят всех евреев, вплоть до руководящих работников клиники, и вопрос состоит лишь в том, кого уволят раньше, кого позже. ГОРДОН выдвигал различные варианты сохранения кадров врачей-евреев в клинике лечебного питания. Одним из вариантов был переход клиники из Института питания в Институт терапии Академии медицинских наук СССР. ГОРДОН считал, что такой переход даст возможность хотя бы частично сохранить в клинике националистические кадры, так как директор института терапии Академии медицинских наук СССР МЯСНИКОВ пользуется большим авторитетом и может постоять за свои кадры. ГОРДОН О.Л. предлагал также организацию филиала клиники лечебного питания на Кавказских минеральных водах, чтобы группировать там тех врачей еврейской национальности, которые по приказу Министра здравоохранения СССР подлежали переводу для работы на курортах.
В 1950 году дирекция Центрального института усовершенствования врачей предложила организовать филиал кафедры лечебного питания на базе больницы им. Боткина. В этом мы также видели возможность сохранить врачей еврейской национальности, которые могли быть сокращены в клинике лечебного питания.
Этой возможностью предполагал воспользоваться сам профессор БЕР-ЛИН Л.Б., на случай его сокращения в клинике. Особую активность в сохранении националистических кадров в клинике проявлял ПЕВЗНЕР М.И., также устраивая в своем кабинете сборища единомышленников. И в этой связи заслуживает внимания еще один факт.
ВОПРОС. Какой?
ОТВЕТ. Во время работы комиссии Московского комитета партии ПЕВЗНЕР М.И. почти ежедневно по несколько часов, нарушая график обхода больных, при закрытых дверях беседовал со своими ближайшими сотрудниками БЕРЛИНОМ Л.Б., ГОРДОНОМ О.Л., МАРШАКОМ М.С. и ЛЕВИНЫМ Б.C., и по отзывам их участников эти сборища носили антисоветский националистический характер. Надо отметить, что ПЕВЗНЕР мне известен как антисоветски настроенное лицо еще с 1938 года, когда во время процесса антисоветского право-троцкистского блока, по которому проходил и мой отец — ЛЕВИН Л.Г., он позвал меня в свой кабинет в клинике лечебного питания, обнял, расцеловал и сказал: «Лев Григорьевич — жертва революции».
Чтобы сохранить свой коллектив с его националистическим ядром, ПЕВЗНЕР проявлял исключительную активность и использовал все доступные ему средства. Он обращался с протестом против сокращения врачей к Министру здравоохранения СССР, в Центральный Комитет ВКП(б), к своим пациентам из числа членов Правительства, заявляя, что это сокращение означает развал его клиники. В этих же целях ПЕВЗНЕР использовал советскую прессу. Писателю ВЕРЕСТИНСКОМУ М.И. ПЕВЗНЕР передал материалы о работе клиники для статьи, помещенной в конце 1950 года в газете «Труд». В этой статье необоснованно восхвалялась клиника лечебного питания, порицалось Министерство здравоохранения СССР за «невнимание» в клинике и к вопросам лечебного питания и тем вводилось в заблуждение общественное мнение.
Такой же однородный националистический состав кадров был и на кафедре лечебного питания Центрального института усовершенствования врачей, где все без исключения преподаватели были евреи. Там также систематически велись антисоветские националистические разговоры, в которых принимали участие БЕРЛИН Л.Б., я — ЛЕВИН Г.Л., РЫЖКОВСКАЯ, ГОРОХОВА П.Б., ГОРДОН О.Л., АЧАРКАН А.И. и КУДАШЕВИЧ В.З.
Националистически настроенные лица, группировавшиеся вокруг ПЕВЗНЕРА М.И., постоянно восхваляли его как в стенах клиники, так и за ее пределами, везде и всюду прославляли ПЕВЗНЕРА М.И., изображая создателем целой «школы», в основе своей крайне порочной. За 20 лет своего существования клиника лечебного питания в целом не стояла на марксистских, диалектических позициях, шла в разрез учению академика ПАВЛОВА и не оправдала огромных затрат на нее государственных средств.
Преступные факты в работе клиники носили не случайный характер, а вытекали из той порочной методики, которая была положена в основу всей работы клиники с момента ее создания профессором ПЕВЗНЕРОМ М.И.
ЦАФСБ РФ. Архивная коллекция составителя. Копия.

P.S. Георгий Львович Левин (1900—?) — врач, доцент кафедры лечебного питания Центрального института усовершенствования врачей, кандидат медицинских наук, в 1949—1954 годах в заключении в связи с «Делом врачей». Жена — Ева Лазаревна, была выслана в Джамбул.

Отец Георгия Львовича — Лев Григо́рьевич Ле́вин (Ушер-Лейб Гершевич Левин; 1870, Одесса — 15 марта 1938, Москва) — врач-терапевт, доктор медицинских наук, профессор, консультант лечебно-санитарного управления Кремля.
Арестован 2 декабря 1937 года. Расстрелян 15 марта 1938 года по приговору военной коллегии Верховного суда СССР от 13 марта того же года как участник контрреволюционного правотроцкистского заговора с целью устранения руководства страны (в частности, убийства А. М. Горького).

Приемная дочь Льва Григорьевича — Дора Овсеевна Бронштейн (1891—1970).
Внук Доры Овсеевны — Владимир Семенович Высоцкий.
Такие дела…

3 комментария для “До «Дела врачей»

  1. Приемная дочь Льва Григорьевича — Дора Овсеевна Бронштейн (1891—1970).
    Внук Доры Овсеевны — Владимир Семенович Высоцкий.
    Такие дела…
    —————-
    «Дела…
    Меня замучили дела каждый день,
    каждый день, каждый день.
    Дотла
    Сгорели песни и стихи — дребедень,
    дребедень, дребедень . . .»
    ::::
    «…Ходу, думушки резвые, ходу,
    Слово, строченьки, милые, слово!
    В первый раз получил я свободу
    По указу от тридцать восьмого.
    Знать бы мне, кто так долго мурыжил —
    Отыгрался бы на подлеце,
    Но родился и жил я и выжил,
    Дом на Первой Мещанской в конце.»
    ::::
    «- Ни в каком случае, мессир, — справившись с собой, тихо, но ясно ответила Маргарита и, улыбнувшись, добавила: — Я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность ее напечатать.
    Азазелло тихо и одобрительно крякнул, а Воланд, внимательно поглядев на Маргариту, заметил как бы про себя:
    — Да, прав Коровьев! Как причудливо тасуется колода! Кровь!
    Он протянул руку и поманил к себе Маргариту. Та подошла, не чувствуя пола под босыми ногами…»

  2. Единственное мое сожаление, глубокоуважаемый автор, что эта запись в вашем Блоге не стала статьей в «Заметках». Блестящая была бы публикация …

  3. Спасибо вам святители,
    Что плюнули, да дунули,
    Что вдруг мои родители
    Зачать меня задумали,
    В те времена укромные,
    Теперь почти былинные,
    Когда срока огромные
    Брели в этапы длинные.

Обсуждение закрыто.