Шведская девушка, ИГИЛ и поучительная история глобального терроризма

Шведская девушка, ИГИЛ и поучительная история глобального терроризма

Алисса Дж. Рубин
Перевод с английского Игоря Файвушовича

Мэрилин

Недатированная фотография Мэрилин Невалайнен. Эта шведская девочка-подросток покончила с боевиками «Исламского государства», обосновавшимися в районе Мосула, Ирак, чтобы ухаживать за новорожденным ребёнком и из-за своего бойфренда, погибшего на поле боя. (Фото предоставлено офисом Советника Совета Безопасности Курдистана, через агентство Reuters)

МЭРИЯ МАРК (община на юго-западе Швеции) — Это был кошмар, разразившийся в эпоху глобального терроризма вдали от дома. Мэрилин Невалайнен, беременная девочка-подросток, решила в прошлом году последовать за своим бойфрендом, когда он вознамерился участвовать в джихаде, оставив озёра и леса на юго-западе своей Швеции, чтобы жить в условиях «Исламского государства» в знойной пустыне Ирака.

Видимо, не хватает какой-либо чёткой идеи, почему она сама в это ввязалась, затем покончив с боевиками в районе Мосула, чтобы ухаживать за новорожденным ребёнком после того как её бойфренд пал на иракском поле боя.

Примечательно то, что г-же Невалайнен сегодня 16, и что её малолетний сын вдохнул в неё жизнь. Многое остаётся неизвестным относительно того, как она две недели назад неожиданно появилась в контролируемом курдами севере Ирака, а она публично не выступала после краткого телевизионного интервью, в котором она утверждала, что последовала за ее бойфрендом, не «зная, что означает ИГИЛ, что такое ислам, ну ничего». Теперь она вернулась в Швецию.

Европа была обеспокоена в течение нескольких лет числом своих молодых людей, которые покинули её, чтобы присоединиться к «Исламскому государству», и всё больше и больше встревожена тем, что они вернутся домой для совершения террористических актов в их доселе родных странах. Г-жа Невалайнен представляет собой тот редкий случай, когда юная жительница Европы невольно попала в самое сердце джихадистской территории, в конечном итоге, — в «Исламское государство», также известное как ISIS или ISIL, и затем была освобождена.

Её история менее всего похожа на идеологию подросткового бунтарства и наивности, характерную в этом современном запутанном мире, где, не имея представления, молодая женщина может свободно выехать из Швеции в зоны военных действий на Ближнем Востоке.

Вторая, по меньшей мере, из четырёх дочерей Паси и Анн-Кристин Невалайнен, Мэрилин выросла в деревне, в сельской местности муниципалитета Марк Швеции. Достаточно сказать, что в её беспокойном детстве её семья добровольно сдала её на попечение приемной семьи, по словам соседей и чиновников социальных служб.

— «Она была проблемной девочкой», — рассказал давний сосед, говоря об этом при условии, что будет её называть только   как Анника. — «Она не хотела ходить в школу, а родители пытались ей помочь, но уже было слишком поздно, и она ушла из дома. Если она не добивалась того, что она хотела, то она восставала».

Анника познакомилась с семьёй Невалайнен в тот период, когда они жили в Лекваде, малолюдном хуторе с извилистыми дорогами с гравийным покрытием, окружённом обширными полями. Когда там наступает ночь, мерцают лишь огни от фонарей на дальних дворах фермы.

По рассказам г-жи Невалайнен, узнав однажды из передач курдского телевидения, что она находится вне территории «Исламского государства», она бросила школу, когда ей было 14 лет, и последовала за своим бойфрендом, мусульманином из Северной Африки, который был на пять лет старше неё, и самостоятельно иммигрировала в Швецию в 2012 году, судя по записям шведской миграционной службы.

Немного меньше, чем через год после того, как они встретились, летом 2015 года эта пара уехала в Сирию.

В трясущемся видео представляется, что оно адресовано её родителям, и было получено шведским таблоидом Aftonbladet, где бородатый молодой человек, похожий на её бойфренда и идентифицирующий себя как Мохтар Мохаммед Ахмед, говорит в камеру на шведском языке: — «Вы можете просто забыть об этой маленькой девочке, потому что она никогда не вернётся назад».

Обстоятельства того, как она, в конце концов, вернулась, остаются неясными. Старшие курдские чиновники рассказывают, что она была спасена 17 февраля курдскими спецподразделения без единого выстрела. Чиновники заявили, что они смогли найти её, используя информацию, полученную от ее случайного выхода в Интернет, но они не вдавались в какие-либо подробности.

Шейх, давший интервью в курдском городе Эрбиль, рассказал, что к нему подошёл дядя этой девушки, который поведал, что он работает на Unicef, чтобы попытаться освободить её. Шейх сообщил, что он получил фотографии окрестностей Тель Kейф, деревни недалеко от Мосула, и что г-жа Невалайнен способна определить своё местонахождение. Он утверждал, что в состоянии устроить ей побег с контрабандистами и это может стоить примерно $ 35000. Он сказал, что в последующем он узнал эту девушку, когда увидел её по телевизору, и что ему ничего не заплатили.

Освобождение иностранцев «Исламским государством» — редкий случай; в большинстве случаев имеют место принудительные выкупы. Курдские чиновники отрицают, что был оплачен какой-либо выкуп, а шведское правительство и родители девочки отказались предоставить какие-либо детали.

Случай с Мэрилин Невалайнен выдвигает на первый план то, как даже деревни в самом центре сельской местности Швеции борются с наличием всё возрастающего числа мусульманских беженцев, некоторые из которых могут принести с собой предубеждения о Западе и даже приверженность группам боевиков в огненных конфликтах на Ближнем Востоке.

В своём видео, этот молодой человек, считавшийся бойфрендом Мэрилин, рассказывает, что он и Мэрилин покинули Швецию из-за расизма.

— «Вы заставили меня уехать, потому что не позволили бы нам двоим жить в мире», — сказал он. Он гневно продолжает: — «Я не могу жить там, потому что они — расисты. Я не могу жить с расистскими людьми. Проклятые расисты!»

Курдские чиновники рассказали, что он был убит во время боевых действий в Рамади на западе Ирака, где-то осенью прошлого года. Не ясно, была ли вынуждена г-жа Невалайнен выйти замуж за другого боевика или жила вместе с другими женщинами.
По мнению экспертов по борьбе с терроризмом, число и деятельность экстремистов в Швеции за последние 15 лет значительно выросли. Согласно исследованию Международного центра по изучению радикализации и политического насилия, проведённому в 2015 году, Швеция в настоящий момент имеет больше потенциальных джихадистов на душу населения, готовых сражаться в составе экстремистских групп, чем любая из европейских стран, кроме Бельгии.

Филиалы рекрутеров «Исламского государства» и Аль-Каеды, действующие в Сирии, да и другие группировки, в том числе Шабаб, нацелены на второе поколение иммигрантов, считают эксперты по борьбе с терроризмом.

— «Проблема иностранных боевиков весьма — серьёзная, учитывая эти цифры, но до прошлого года было очень мало барьеров для людей, идущих в ИГИЛ», — сказал Магнус Рансторп, директор по исследованиям Центра по изучению асимметричных угроз Шведского университета обороны.

Дед г-жи Невалайнен, Tенхо Невалайнен, рассказал местной газете, что её родители были обеспокоены её связью с г-ном Ахмедом.

— «Семья пыталась держать её подальше от него», — сказал он.
В своём интервью на курдском телевидении, г-жа Невалайнен сказала: — «Сначала нам было хорошо вместе, но потом он начал смотреть на видео ИГИЛа и начать говорить о них и тому подобное, и я ничего не знала об исламе или ИГИЛе, или о чём-то подобном, так что я не знала, что он имел в виду».

Когда её парень сказал, что он хочет пойти сражаться за ИГИЛ, она ответила ему: — «Хорошо, нет проблем», потому что она не знала, что означает ИГИЛ, что такое ислам, абсолютно ничего».

По её собственным словам, вскоре после того, как она прибыла в Мосул, её стало тянуть домой, к своей матери. В телевизионном интервью, она призналась, что — «там у неё была очень тяжёлая жизнь».

— «В доме у нас не было ничего — ни электричества, ни воды — и это абсолютно отличалось от нашей жизни в Швеции», — рассказала она. (Человек, считавшийся её парнем, в своём видео рассказал, что она ни в чём не нуждалась.)

Первоначальная попытка спасти её в октябре, не удалась, по рассказам людей, близких к семье. Её дедушка описал эту попытку как «провальную».

Те, кто знает её и её семью, сказали, что хотят её возвращения домой как хорошее предзнаменование, но они прозвучали как-то неуверенно.

— «Вам надо надеяться, что это будет для неё хорошо в будущем», — сказала Лисбет Перссон, которая жила через дорогу от этой семьи на протяжении многих лет. — «И для её маленького мальчика, надеюсь, тоже».

Один комментарий к “Шведская девушка, ИГИЛ и поучительная история глобального терроризма

  1. «В своём видео, этот молодой человек, считавшийся бойфрендом Мэрилин, рассказывает, что он и Мэрилин покинули Швецию из-за расизма.
    — «Вы заставили меня уехать, потому что не позволили бы нам двоим жить в мире», — сказал он. Он гневно продолжает: — «Я не могу жить там, потому что они — расисты. Я не могу жить с расистскими людьми. Проклятые расисты!»».
    ——————————————————————————————
    Моя знакомая, живущая в Швеции, подтверждает наличие в этой стране серьезных националистских, а иногда и антисемитских, предубеждений.

Обсуждение закрыто.