Был ли Альберт Эйнштейн сионистом по убеждению? Несомненно. Его участие в создании Еврейского университета в Иерусалиме задолго до образования государства Израиль — яркое тому свидетельство. И архивы свои он завещал именно Иерусалиму. Но поразительный факт — за свою долгую жизнь в Палестину он выбрался только один раз — в 1923 году, возвращаясь из поездки в Японию. Эйнштейн с женой пробыли в Палестине 12 дней, и все это время Альберт вел дневник. В «Семи искусствах» впервые этот дневник опубликован Зоей Копельман на русском языке.
http://7iskusstv.com/2010/Nomer7/Kopelman1.php
Увлекательное чтение и очень поучительное. В один из тех дней Эйнштейн прочитал лекцию для будущих студентов и сотрудников Еврейского университета на горе Скопус, здание университета еще не было готово, ученому пришлось выступать под наскоро сооруженным навесом.
На встречу с ученым специально приехал мэр Тель-Авива Дизенгоф, который объявил, что Эйнштейн избран почетным гражданином первого ивритского города на Земле.
Во время торжественной встречи во дворе гимназии Герцля доктор Мосинзон сказал: «профессор Эйнштейн прибыл к нам не только как еврейский ученый, один из немногих еврейских ученых, который с гордостью заявил: Я – сын еврейского народа и я творю как еврей, но он пришел к нам как сионист – осмотреть страну, вглядеться в то, что тут делается, в надежде, что позднее ему удастся поселиться здесь, и на это мы скажем ему: Входи же с миром!»
«Игнорировать или оспаривать эмоциональный
предрассудок или открытую враждебность, заявлял Эйнштейн, абсолютно бесполезно; крещеный
титулованный еврей, «тайный советник” был в его глазах попросту жалок. Злом он считал государственные границы, армии, но не национальное существование как таковое; сосуществование мирных наций при взаимном уважении и терпимости к различиям между ними представлялось ему
цивилизованным и обоснованным. Приводимое далее определение сионизма мало чем отличается от реакции на сходные проблемы интернационалиста и социалиста М.Гесса в 1860-х годах. Позвольте процитировать слова
Эйнштейна, сказанные в 1933 году: «Недостаточно, чтобы каждый сам по себе играл какую-то роль в культурном развитии человечества; мы должны также попытаться решить задачи, посильные лишь нациям как единому
целому. Только так могут евреи возродить свою социальную
жизнеспособность”. Следовательно, «Палестина является не только убежищем для евреев Восточной Европы, но и олицетворением вторичного пробуждения духа всей еврейской нации”.
Это заявление представляется мне классической формулировкой сионистского кредо, близкой по духу неполитическому духовному национализму Ахад-ха-Ама: то, что отстаивал Эйнштейн, было по существу созданием
социального и духовного центра. Но когда британское правительство вкупе с арабским сопротивлением сделали, по его мнению, создание государства неизбежным, он согласился с этой идеей, равно как и с использованием
силы ради того, чтобы избежать уничтожения, вероятно, видя в этом неминуемое зло и тем не менее понимая, что это — бремя и обязанность, которые следует сносить с чувством собственного достоинства и тактом, без самонадеянности. Его, подобно всем порядочным сионистам, все более и более беспокоили отношения с арабами Палестины. Он стремился к государству, в котором могло бы осуществиться сотрудничество евреев и
арабов в полном объеме. Но он осознавал, что на фоне происходивших событий это, увы, маловероятно.
Он оставался последовательным сторонником еврейского государства Израиль; именно здесь должны быть
реализованы еврейские идеалы и особенно — «знание ради знания, почти фанатичная любовь к справедливости, стремление к личной независимости”.
Позвольте мне в заключение вкратце вернуться к вопросу об Израиле. Сионистское движение, как и Израиль,
постоянно — а сегодня более, чем когда бы то ни было — подвергалось нападкам как извне, так и изнутри, иногда обоснованно и справедливо, но большей частью — нет. Эйнштейн, непримиримый к малейшим отступлениям от норм человеческой порядочности и прежде всего — со стороны своего собственного народа, верил в это движение и это государство и твердо стоял на их стороне до конца своих дней, как бы критически он ни относился в те или иные моменты к его деятелям или политическим акциям. По-видимому, это является одним из наиболее высоких моральных свидетельств, которым может гордиться любое
государство или движение нашего века. Постоянная общественная поддержка, оказываемая крайне добрым (и вполне информированным) человеком в обстановке почти полного отсутствия симпатий к его действиям в той части
его социальной и интеллектуальной среды, чьи
общеэтические и политические воззрения он в целом разделял, не может быть сама по себе достаточна для оправдания какой-либо доктрины или политики, однако и не
может быть отброшена.
Это чего-то да стоит, в данном случае — очень многого.
Исайя Берлин. Размышления об Эйнштейне
(также на тему Эйнштейн и сионизм: http://www.rjews.net/zoya-kopelman/articles/einshtein%20.pdf 2005)
Евгений Беркович
16 Февраль 2016 at 0:38
Эйнштейн был в Палестине за всю свою жизнь только 12 дней в 1923 году. Можно ли его считать сионистом?
Да, но, как говорится в известном анекдоте, «мы любим его не только за это». В первую очередь он все-таки был великим физиком. Если бы не это, мы бы его сионизма не заметили.
Теодор Герцль из 44 лет своей жизни посвятил сионизму около десяти и посетил Палестину только единожды. Тем не менее, Герцль — великий сионист в той же степени, как Эйнштейн — великий физик, и мы любим Герцля именно за это.
Однако, отголоски борьбы сиониста с космополитом внутри А.Эйнштейна давали о себе знать. Известны его слова против еврейского национализма(==сионизма) и создания еврейского государства.
Во-первых, он (Эйнштейн) сам подтвердил это в 1919 году во время «вербовки» Куртом Блюменфельдом. Во-вторых, Вы сами только что убедительно показали то же самое.
И, наконец, в третьих — Герцль никогда не был в Палестине вообще, но тем не менее…
Игорь Юдович
— 2016-02-16 09:47:54(541)
И, наконец, в третьих — Герцль никогда не был в Палестине вообще, но тем не менее…
**************
И тем более, что Герцль был в Эрец-Исраэль в 1898 году.
Эйнштейн был в Палестине за всю свою жизнь только 12 дней в 1923 году. Можно ли его считать сионистом?