В начале III века н.э. Вавилония стала частью нового Персидского государства, в котором начала править новая династия Сасанидов. Первые Сасаниды Ардашир I (226-241) и Шапур I (241-272) реорганизовали власть и создали централизованное государство. Первые «сильные» цари Шапур I, Шапур II (309-379), Йездегерд (399-420) и Бахрам Гур (420-438) ограничивали влияние государственной жреческой зороастрийской иерархии. В годы их правления еврейская община процветала. В этот период евреи Вавилонии добились высокого положения при царском дворе и активно сотрудничали с властями. Евреи вступили в период процветания и успехов, имея высокий статус в областях экономики, политики и культуры. Но во второй половине V века в Вавилонии стала нарастать религиозная напряженность, начались религиозные гонения на евреев, преследования руководителей еврейских общин, издаваться запретительные законы.
Время III-V веков н.э. определяется также как талмудическая эпоха, начавшаяся в 219 году с возвращения Аббы Ариха (Рава) на родину в Вавилонию, сначала в иешиву Нахардеи, а затем в Суру, где он основал новую иешиву. На протяжении этого времени действовали семь поколений вавилонских амораев, мудрецов-толкователей и комментаторов Мишны эпохи Талмуда. Эпоха закончилась окончательным оформлением Талмуда и смертью аморая седьмого поколения Раввины II (499 или 500 год н.э.) . Это был конец наставления.
Таким образом, мы видим длительную и целенаправленную работу над Вавилонским Талмудом, осуществлявшуюся в несколько этапов на протяжении трех веков. При этом длительно благоприятная обстановка в начале талмудической эпохи способствовала упорядочению и систематизации, а в дальнейшем редактированию и кодификации Вавилонского Талмуда, в отличие от Иерусалима, где политическая напряженность вынудила мудрецов Страны Израиля поспешить с завершением редактирования Иерусалимского Талмуда.