Когда была записана Мишна

История и судьба Устной Торы подтверждает историческую правильность запрета на ее запись, что выдвинуло на первый план принципы изменения и обновления («нет бейт-мидраша без хиддуша», «Устной Торе нет конца») до тех пор, пока историческая судьба еврейства не стала угрожать ее утрате или забвению. Тогда Устная Тора и была записана письменно. «Если бы Устная Тора не была записана, то в пору гонений и рассеяния великое наследие еврейского народа могло быть утрачено» (И.М.Гуткина).

До сегодняшнего дня нет единого мнения о том, когда была записана Мишна. Одни исследователи утверждают, что Мишну записал Рабби, а их оппоненты настаивают на более поздней записи, примерно через 300 лет. Первого мнения придерживались рав Саадия Гаон, рабби Шмуэль ха-Нагид, рав Ниссим Гаон и Рамбам, а из сегодняшних исследователей – Эпштейн и Альбек. Другое мнение высказывали ашкеназы Раши, Мордехай бен-Гиллель и наш современник Либерман. Последние настаивают на записи Мишны и Талмуда лишь в VI веке.

Ш. Абрамсон  утверждает: «Рабби не записывал Мишну в книгу, чтобы по ней преподавали, но записывал ее для сохранности, а преподавал устно» («Запись Мишны»).

«Общий знаменатель» всем этим мнениям, отчасти следуя за Абрамсоном, можно подвести следующим образом:

— даже если Рабби записал Мишну, то это было сделано не для преподавания;

— Мишна была записана в исторически необходимое время.