Рабби Йехуда ха-Наси (Рабби) родился в период гонений евреев римским императором Адрианом, т.е. до 138 года н.э., а умер около 225 года н.э. Рабби был наследником дела рабби Акивы, он продолжил и завершил его работу по упорядочению и редактированию Мишны. Учителями Рабби были ученики рабби Акивы – рабби Йехуда, рабби Шимон и рабби Меир. Личность Рабби на посту наси выделяется как среди предшественников, так и среди его преемников. Особые личностные качества Рабби в сочетании с высоким должностным статусом способствовали принятию отредактированной им Мишны всеми бейт-мидрашами и иешивами. Мишна стала называться «Мишнатейну», то есть «Мишной, принадлежащей всем нам» или «Нашей Мишной».
Личность Рабби наложила отпечаток на характер принятой Мишны. Многие мудрецы поколения Рабби собирались в его бейт-мидраше, где разбирались галахические традиции, формулировки и версии и установливались законы. Эпштейн перечисляет основные направления работы Рабби над Мишной:
— сведение вместе источников, расходящихся в трактовке различных проблем;
— указание на существование различных источников галахот (законов);
— сокращение и объединение источников, между которыми нет расхождений;
— изъятие части суждений из текстов, включавшихся в Мишны более ранних редакций.
Не все исследователи придерживаются такого взгляда на «Нашу Мишну». Так, Х.Альбек считает, что редактор Мишны «не изменял, не сокращал и не дробил материал, находившийся в его распоряжении, а включал его в Мишну в неизменном виде» («Введение в Мишну»). Очень часто Рабби приводит в «Нашей Мишне» суждения без указаний имен мудрецов, их предложивших. По мнению Эпштейна, Рабби хотел показать этим, что эти суждения надо воспринимать как законы в соответствии с правилом «галаха — по безличной мишне». Но, например, Х.Альбек считает, что данное правило было принято уже после смерти Рабби, примерно 50 лет спустя. По мнению А.Гольденберга, Рабби при составлении Мишны ставил перед собой главным образом педагогические задачи, стремился изложить Галаху для преподавания, а не для установления собственно законов. Это мнение не соответствует взглядам ученых, считающих, что Мишна задумана как свод законов, установленных бейт-мидрашом Рабби в целом, а не по мнению самого Рабби исключительно. Как видим, здесь есть о чем поспорить.
Очень интересно! Скажите, дорогой Ефим, как сложилась судьба учеников и самого рабби Акива после восстания Бар-Кохбы? Где-то я читал, что рабби Акива был фактически единственным из выдающихся раввинов, который полагал, что Бар-Кохба был мессией, что и стало чуть ли не главным фактором к началу восстания.
Спасибо за интерес к теме, дорогой Роланд!
О мессианских взглядах рабби Акивы, и не только его, я написал здесь:
http://blogs.7iskusstv.com/?p=8426
и здесь:
http://blogs.7iskusstv.com/?p=44800
Рабби Акива, как один из вдохновителей восстания, погиб в больших муках, но многие его ученики выжили, переехали в Уши, заняли там примиренческую позицию и даже воспитали самого Рабби. Как сказано в Талмуде: «Все, что евреи хотели сохранить ценой собственной жизни, сохранилось, что не готовы были защищать до конца, не сохранилось. Шабат, обрезание, изучение Торы и твила — сохранились…»
О причинах Восстания Бар-Кохбы можно посмотреть здесь:
http://blogs.7iskusstv.com/?p=44896