Судьба талантливого сельского деятеля и литератора

Рашковский -фото

Судьба талантливого сельского деятеля и литератора

 

Когда просматриваешь архивные документы, то попадают уникальные, но, к сожалению, забытые личности.

Речь пойдет об одном из них.

Из автобиографии Григория Тимофеевича Чеснокова:

«Чесноков Григорий Тимофеевич родился 25 августа 1900 года в деревне Евсино Яранского уезда Вятской губернии (сейчас деревня Евсино Евсинского сельсовета Тужинского района Кировской области).

Занимался сельским хозяйством, служил в Красной Армии.

С начала 1923 года начал печататься в различных газетах, журналах. Помещал там заметки, статьи, стихи, очерки и рассказы.

В 1924 году организовал в своем доме избу-читальню, в которой работал избачем до 1929 года.

Вел большую общественную работу.

Был членом контрольного совета Пижемского (Тужинского) кредитного товарищества.

Был председателем лавочной комиссии Пижемского сельпо.

Был добровольным корреспондентом Яранского уездного статистического бюро.

Был руководителем культурно-просветительской секции сельсовета и редактором стенной газеты.

Был членом Пижемского агрономического совета и опытником Вятской сельскохозяйственной опытной станции.

В 1924 году организовал сельскохозяйственное товарищество и работал его председателем.

В 1925 году организовал в деревне добровольную пожарную дружину, где работал секретарем исполкома дружины.

Организовал с сельскохозяйственном товариществе девятипольный севооборот.

В селе Тужа организовал кружок селькоров, которым руководил.

Организовал кружок краеведения, которым тоже руководил.

Состоял корреспондентом общества любителей мироведения по отделу фенологии.

Был книжным корреспондентом Гослитиздата.

Печатался во многих газетах и журналах:

  1. В уездной газете «Деревенская жизнь» (Яранский уезд).
  2. В губернских газетах – «Вятская правда», «Вятская деревня», «Юный пахарь» и «Советская деревня».
  3. В центральных изданиях – «Крестьянский журнал», Крестьянка» и других.

Позднее печатался в журналах «Наши достижения» и «Культурно-просветительская работа».

Участвовал в нескольких уездных и губернских съездах селькоров.

Прослушал месячные курсы советского строительства.

С 1925 года работал в течение ряда лет секретарем Евсинского сельсовета.

В 1928 году провел в деревню радио.

Как селькора меня знали широко.

Ко мне приходили с жалобами и материалами за 30-40 км, даже из соседних районов.

Я боролся со всем темным и отрицательным в деревне: с кулачеством, бюрократизмом, взяточничеством и врагами народа.

Кулаки вели травлю и нападали.

В 1925 году в газете «Беднота» помещен ряд моих стихотворений: «Фока», «Сенокос» и большая антирелигиозная поэма «Про мужика Ивана Богомольного, про озорника Степана Комсомольного и про новый завет без изъяна евангелиста Демьяна».

Стихотворения «Многополье», «Дума о Фомушке» и другие были положены на музыку.

Кроме того, стихотворение «Многополье» помещено в учебнике «Новая деревня» (четвертый год обучения за 1932 год). В том же учебнике помещен мой очерк «Обуховская коммуна».

Я переписывался с писателями Демьяном Бедным, М. Никитиным, А. Завалишиным и другими.

В 1929 году вступил в члены Обуховской коммуны, где работал заведующим хозяйством Воронинского отделения, заведующим вододействующей мельницей и заведующим клубом.

Прослушал трехмесячные курсы руководителей колхозов в Вятке и двухмесячные курсы счетоводов в Яранске.

В 1929 году в газете «Беднота» был напечатан мой очерк «Илья Безлошадный», который получил на конкурсе похвальный отзыв.

Ездил по деревням Пижанского района и читал антирелигиозные лекции.

В 1930 году был выдвинут на работу секретаря районной газеты «Путь Ильича» в Пижанке.

С 1934 года работал литературным работником газеты «Яранский колхозник» в городе Яранске.

В 1935 году меня командировали во вновь организованный Тужинский район Кировского края на должность секретаря редакции газеты «Сталинский путь».

В 1937 году был на трехмесячных курсах редакторов районных газет в Кирове.

С сентября 1938 года работал в Тужи7нском районном Доме культуры заведующим просветительским кабинетом. Организовал в Доме культуры кружок краеведения, кружок рукоделия и другие.

В 1940 году ездил на Всесоюзное совещание работников политического просвещения и сельскохозяйственную выставку в Москву.

С 1941 по 1945 год работал директором Тужинского районного Дома культуры. За хорошую работу получил от Кировского ОБЛОНО благодарность и денежную премию.

Заболел и два года находился на пенсии.

С марта 1948 года по 15 сентября 1949 года работал библиотекарем в Тужинской районной библиотеке.

С 29 октября 1950 года по 1 апреля 1951 года работал инструктором Тужинского районного Дома культуры.

В последнее время работаю в избах-читальнях Аземсолинской и Чарушинской.

За период моей селькоровской и литературной работы в различных газетах, журналах, сборниках и альманахах помещено несколько тысяч заметок и статей.

Опубликовано около 500 стихотворений и десятки рассказов, очерков и фельетонов.

Мною прочитано огромное количество книг.

В настоящее время работаю над двумя произведениями:

  1. Многотомным романом «Братья Вагановы».
  2. Автобиографическим романом «Путь селькора».

Сын, офицер, штурман Авиации Дальнего Действия, служит в Хабаровске в редакции военной газеты.

Дочь обучает в школе глухонемых в городе Новозыбкове.

Сам я в настоящее время пенсионер, инвалид II группы.

17 апреля 1953 года Тужинский район, деревня Зоричи Евсинского сельсовета».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.46-47).

 

Из открытки Василия Георгиевича Пленкова в адрес Григория Тимофеевича Чеснокова от 11 мая 1955 года:

«Занимаясь краеведением, я собираю материалы о замечательных земляках.

Мне известно, что Вы много сделали полезного для нашего края, поэтому прошу прислать фотографию и список Ваших произведений с указанием, где и когда они напечатаны».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.78).

 

Из письма Г.Т. Чеснокова от 20 декабря 1956 года:

«Знаете ли Вы художника Николая Матвеевича Абрамова? Я с ним вместе работал в Туже и мы большие друзья. Переписываемся. У меня много его фотографий и фотографий его картин. Был у него в Москве.

Как растет наша Кировская литературная организация?

Что там нового готовится к печати?».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.127).

 

Из письма Г.Т. Чеснокова от 11 октября 1957 года:

«Читал отрывки из Вашей повести, напечатанной на литературных страницах «Кировской правды». Хорошо!

Сейчас думаю, что если только хватит здоровья и если выйдет что-то путное с первой книжкой, засесть за вторую. Она написана, но еще нужно переработать.

Да еще нужно подготовить книгу «Вятские побасенки». Она, в черновике, уже написана».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.62).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Г.Т. Чеснокова от 28 ноября 1957 года:

«Рукопись романа «Братья Вагановы» находится на рассмотрении у главного редактора Кировского книжного издательства Владислава Владимировича Заболотского».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.151).

 

Из воспоминаний Г.Т Чеснокова от 7 декабря 1957 года:

«В центральной газете «Беднота» я начал печататься в 1923 году.

В 1924 году попробовал послать в «Бедноту» несколько стихотворений. Редакция «Бедноты» дала их прочесть известному пролетарскому поэту Демьяну Бедному.

Вот что писал об этом заведующий литературно-художественным отделом газеты «Беднота» Завалишин:

«Мы передали Ваши стихи поэту Демьяну Бедному, который одобрил их, нашел их ладными и просил редакцию газеты переслать Вам его подарок: книгу собрания сочинений с собственноручной надписью.

Мы, редакция, со своей стороны, решили давать Вам место на страницах «Бедноты».

Вместе с письмом я получил и подарок – книгу Демьяна Бедного. На титульном листе поэт написал: «Товарищу Григорию Тимофеевичу Чеснокову на добрую память и в знак поощрения в учебе и работе. Демьян Бедный, 11 декабря 1925 года».

Затем в «Бедноте» были напечатаны стихи: «Сенокос», «Фока», «Многополье» и другие.

В том же 1925 году на страницах газеты «Беднота» было напечатано произведение Демьяна Бедного «Новый завет без изъяна евангелиста Демьяна». Наблюдая какое впечатление производит на крестьян это произведение, я откликнулся на него стихотворением «Про мужика Ивана Богомольного, про озорника Степана Комсомольного и про новый завет без изъяна евангелиста Демьяна» (Комсомольская деревенская быль). Это стихотворение тоже было напечатано в «Бедноте».

Демьян Бедный послал мне письмо, в котором писал: «Очень хороший сюжет, да еще касается моего завета». Оканчивалось письмо словами: «С высылкой гонорара редакцию потороплю. Каково пока секрет, но достаточного, чтобы купить хорошую  корову. Назовите ее Демьянихой. Пусть Ваши ребятишки, если они есть у Вас, вспоминают меня парным молоком».

В следующих письмах Демьян Бедный писал: «Читайте Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Читайте глазами и ухом. Лучше стариков никто не писал».

По желанию читателей рабочее издательство «Прибой» выпустило «Новый завет» Демьяна Бедного отдельной книгой и одновременно выпустило красочный плакат с текстом моего стихотворения. Экземпляр этой книги Демьян Бедный послал мне. На титульном листе он написал: «Товарищу Григорию Чеснокову на добрую память. 10 октября 1925 года».

После этого я получил от Демьяна несколько писем, а потом, как-то само собой, переписка прекратилась».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.149-150).

 

Из письма Г.Т. Чеснокова от 18 июля 1958 года:

«Всю жизнь я собирал фольклор. Собрал более 1000 частушек, сотни сказок, несколько сот побасенок».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.102).

 

Из письма Г.Т. Чеснокова от 18 января 1959 года:

«У меня есть цикл маленьких рассказов под общим заголовком «Побасенки дедушки Макара».

Жан сейчас работает в промышленном журнале Пермского совнархоза».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.72).

 

Из письма Г.Т. Чеснокова от 19 марта 1959 года:

«С Демьяном Бедным лично я не встречался. Письма его хранятся в моем архиве, который находится в Тужинском районе у роственников.

Со мной здесь только подарки Демьяна Бедного и его книги с автографами. С этим письмом посылаю воспоминания о переписке в Демьяном Бедным».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.156).

 

Из письма Г.Т. Чеснокова от 29 марта 1960 года:

Меня в Кирове знают многие.

Старостин Елизар Дмитриевич знает меня с 1923 года. Я был вместе с ним на первом уездном съезде селькоров в Яранске. Он работает в обкоме партии.

Березин Петр Акимович тоже знает меня давно.

Забазнов Яков Акимович, который работал в отделе культуры.

Васильев Борис Иванович, который работал в облсовете».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.108).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Жана Григорьевича Чеснокова от 30 мая 1960 года:

«В Перми, улица Попова, 57, кВ. 17, проживает семья нашего земляка, профессора Германа Андреевича Замятина. Сам он умер.

Мне очень желательно получить автобиографию или биографию Германа Андреевича. Очень прошу Вас зайти к Замятиным и попросить у них материалы о профессоре для меня».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.116).

 

Из письма Ж.Г. Чеснокова от 3 июня 1960 года:

«Памятник Павлу Хохрякову не поставлен. Останки его до сих пор покоятся под мостовой, как это не унизительно для памяти такого человека, как это ни горько. Но это – факт».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.114).

 

Из письма Ж.Г. Чеснокова от 9 июля 1960 года:

«Я говорил по телефону с вдовой Г.А. Замятина – Ольгой Петровной Замятиной.

Это внимание к памяти ее мужа так ее растрогало, что она даже всхлипнула.

Но дело в том, что всеми делами отца ведает дочь, а она на курорте.

Я журналист и работаю в областной партийной газете в Перми».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.111).

 

Из письма Володи, внука Григория Тимофеевича Чеснокова от 24 июня 1961 года:

«С прискорбием извещаю Вас, что Ваш друг, Григорий Тимофеевич Чесноков, скончался 24 июня 1961 года в 3 часа 15 минут.

С 20 июня он лежал без сознания.

Хоронить его будем на Карпинском кладбище 26 июня 1961 года».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.45).

 

Из письма Жана Григорьевича Чеснокова от 4 августа 1974 года:

«Вам пишет Жан Чесноков, сын Григория Тимофеевича Чеснокова.

Году примерно в 1957 я был у Вас на старой квартире и передал Вам от отца сведения о Хохрякове.

Я давно уже работаю с архивом отца и иногда выступаю с воспоминаниями о нем в виде новелл.

В его архиве хранится несколько Ваших открыток, писем и Ваша статья о нем в «Комсомольском племени» от 25 ноября 1956 года».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.44).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Ж.Г. Чеснокова от 8 августа 1974 года:

«Я познакомился с Григорием Тимофеевичем в 1955 году. Он выступил в газете «Кировская правда» в 1950 году (9 декабря, №244) со статьей «Картины из дерева» о работах инкрустатора  Н.М. Абрамова.

Так как я собираю материалы о замечательных земляках, то меня очень заинтересовал этот материал и автор статьи. Написал 11 мая 1955 года Г.Т Чеснокову, но письмо вернулось с надписью «адресат не проживает». Тогда я сделал запрос в сельсовет, откуда и получил адрес Григория Тимофеевича. И завязалась переписка. Личное знакомство не состоялось, но мы были близкими друзьями.

У меня сохранилась папка «Григорий Тимофеевич Чесноков». В ней хранятся газеты со статьями о Григории Тимофеевиче, его письма, автобиография и другие материалы.

В этой папке хранятся и Ваши письма и вырезки из газет с Вашими публикациями».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.43).

 

Из письма Ж.Г. Чеснокова от 30 августа 1974 года:

«Николая Матвеевича Абрамова я знал почти 20 лет. Приезжая в Москву, я чаще останавливался у него, а не в гостинице. У него – это на улице Горького, 17. Бывал у него в студии, которую он заимел. Вместе с ним ходили по выставкам и я, неофициально, походя, брал у него уроки искусства. Я знал почти все его картины и все его работы из наборного дерева.

Это был человек необычайно трудолюбивый, прекрасно чувствующий материал (дерево), больших связей, напористый и в чем-то конъюнктурный.

Казалось, далеко бы ему идти, да стали с ним случаться одна неприятность за другой.

Против него возбуждали дело и он едва выпутался.

Потом он стал брать подряды в церквях, наборное дерево для которых – кладзень.

Да и для своего дома священники старались приобретать его работы.

Особенно тесная дружба завязалась у Абрамова с ростовским епископом.

Церковники платили ему бешеные деньги.

Какой-то надлом и избыток денег способствовали тому, что Абрамов в последнее время сильно пристрастился к спиртному.

Перед смертью его разбил парадич и он почти год лежал живым трупом, доставляя бесконечные хлопоты жене, Зинаиде Николаевне, и сыну Марку.

Абрамов – наш. Он из деревни Демино Тужинского района.

В следующий приезд на родину побываю в деревне Абрамычи (под Яранском), где доживает свои последние годы друг отца в молодые годы – Семен Большаков  (литературный псевдоним – «Электрохлебный»). В 1920-1930 годах он хорошо печатался и выступил организатором «Яранской ассоциации крестьянских писателей» (так себя именовали молодые).

Ему принадлежит такое стихотворение:

«Любовно буду петь не деве с черной бровью,

А всем про холмогорского быка

И о простой откормленной корове,

Дающей много молока».

Когда они дружили, отец часто подписывался под фельетонами псевдонимом «Тимофеев».

Большаков одно время об этом не знал и на каком-то совещании в Яранске заявил, что Тимофееву еще надо поучиться у Чеснокова писать фельетоны.

Потом они часто и громко над этим смеялись.

Не переписываетесь ли Вы с Константином Алтайским? Он начинал свой литературный путь в Вятке в 1920-х годах. Его фамилию я несколько раз встретил в записях отца. Они встречались на конференции в Вятке. Есть они и на общем снимке журналистов и рабселькоров. Фотография подписана на память отцу «Варей Работницей». Была и такая. Жива ли она и кем стала?

Живы и работают ли Лев Лубнин и Николай Васенев?».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.42).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Ж.Г. Чеснокова от 21 сентября 1974 года:

«С Константином Алтайским я знаком и некоторое время переписывался с ним. Потом что-то произошло, и он перестал мне отвечать. Я послал ему свою книжку, а он мне даже не ответил.

«Варя Работница». По-моему она была женой Владимира Малиновского, сотрудника «Кировской правды». Он умер уже лет 10 тому назад в большой бедности из-за репрессий.

Валя Работница жила где-то в Сибири. От нее было письмо и я поищу.

Лев Лубнин и Николай Васенев живы и мало-помалу работают.

В Кирове писательская организация состоит сейчас из 13 человек.

Жаль, что Н.М. Абрамов рано умер. Он мог бы сделать еще много полезного и интересного и мог многих научить своему. С Николаем Матвеевичем переписывался и останавливался у него при приездах в Москву.

Зинаида Николаевна тоже умерла, и я завязал переписку с Марком Николаевичем о получении фоторепродукций работ Николая Матвеевича».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.41).

 

Из письма Ж.Г. Чеснокова от 26 ноября 1974 года:

«Большое спасибо Вам за буклет книжечек о Кирове. Они могут служить хорошим справочным материалом.

Не знаю, вышла ли Ваша книжка, которую Вы писали в соавторстве с Константином Верхотиным, о вятском изобретателе Андрее Хитрине? Не ее ли Вы посылали Константину Алтайскому?

В последнее время с удовольствием прочитал книгу С. Романовского — «Вятские – люди хватские».

Она вышла в издательстве «Молодая гвардия» в 1974 году. Особенно хороши рассказы. А повесть уже не та – сыра и безлика.

В сентябре вернулся из Белоруссии, куда ездил навестить свою маму, Анну Акимовну, которая живет с сестрой Мираб».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.34).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Ж.Г. Чеснокова от 27 ноября 1974 года:

«Очень благодарен Вам за книгу К. Алтайского «Циолковский рассказывает». У меня было большое желание иметь эту книгу.

Книга написана хорошо, но все воспоминания вятского периода имеют ошибки. Алтайский вряд ли слышал их от Циолковского. По-моему он написал их по литературным источникам. Адрес Вали Работницы у меня не сохранился, так как от нее было всего одно письмо. На досуге поищу».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.36).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Ж.Г. Чеснокова от 20 февраля 1975 года:

«Адрес Вари Работницы нашел и сообщаю его Вам: Кемеровская область, город Белово, редакция газеты «Знамя коммунизма» Вере Николаевне Петровой»

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.38).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Ж.Г. Чеснокова от 26 марта 1975 года:

«Весьма благодарен Вам за присланный журнал «Север», 1974, №12, в котором опубликовано Ваше замечательное повествование о Григории Тимофеевиче.

Написано на высшем уровне. Очень легко читается».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.18).

 

Из письма Ж.Г. Чеснокова от 1 апреля 1975 года:

«Да! Отец мой не думал даже о куске хлеба. Он был в плену у строки, у своих образов, а все остальное его мало интересовало. В том числе и то, что на столе. Он сгорел от недоедания и работы».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.22).

 

Из письма Ж.Г. Чеснокова от 27 апреля 1975 года:

«Я одним махом прочел Вашу книгу «Вятские умельцы». Она интересна, познавательна и вызывает гордость за мастеров, за Вятский край.

И лишь под конец книги улавливаешь за богатым содержанием однообразие формы подачи материала. Наверно, при переиздании надо подумать об этом.

Ах, как Ваша книга чувствительно напомнила мне зоричевскую гармонь. Ее делали в деревне Зоричи мои дяди – дядя Кузя и дядя Ваня.

Звонкую, неповторимую гармонь делали в деревне Зоричи!

У матери моей девичья фамилия Зорина. И все гармонные мастера (а дядя Ваня и баяны мастерил, да еще какие!) шли по маминой родословной.

В юности я тоже было хотел приобщиться к музыке, но оказалось, что мне слон на ухо наступил. И я понял, что пошел в отца, которого музыка и песни трогали до слез, но, ни играть, ни петь он не умел.

Кто же еще это может сделать, кроме Вас?».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.29).

 

Из письма В.Г. Пленкова в адрес Петра Алексеевича Ахтулова, главного агронома колхоза «Ударник» Тужинского района Кировской области от 8 декабря 1977 года:

« С Григорием  Тимофеевичем Чесноковым я много лет переписывался. Им было написано и опубликовано более 1000 заметок, статей и стихов. Почти все это до сих пор не учтено.

У меня на хранении был его альбом, в котором большое количество напечатанного было наклеено, но этот альбом взял у меня его сын Жан Григорьевич».

(ГАКО, ф. Р-128, оп.1, д.888, л.5).

 

В статье публикуются сканы из крестьянского быта 1920-х годов.

 

Полная версия:

 

n—p1ai/lichnosti/093351-sudba-talantlivogo-selskogo-deyatelya-i-literatora

 

Александр Рашковский, краевед, 26 января 2016 года.