Самый дорогой товар — информация. Цена, которую мы за нее платим. Философия глиста

Этот пост продолжает предыдущую публикацию.

Начнем сперва за здравие. Какой товар сегодня самый дорогой? — информация. В 1982 году моя жена потеряла меня в Москве в ГУМе. Я шел сзади нее, поглядывая по сторонам, как вдруг обнаружил, что супруги нет. Поиски были безрезультатны. Выручило информационное бюро, оно объявило поиск по громкой связи. У нас не было тогда еще мобильников. С тех пор много воды утекло.
Нам требуется сегодня самая разная информация о том, какие зубной врач, адвокат, страховка, парикмахер лучшие, как выбрать товар при покупке, и все это есть в интернете. Причем информацию предлагают фирмы , не имеющие ничего общего с пиццей, врачами или отелями. Это распределители и сортировщики информации. Сама информация является товаром. Мы не покупаем что — либо первое, что попадается на глаза. Я приспособился следующим образом. Мы идем в магазин и ищем там подходящий товар, советуемся с продавцами. А потом идем домой и задаем в Гугл «Сравнить цены». И находим сравнимые вещи часто значительно дешевле. Полезны отзывы других покупателей. А часто Гугл или Амазон сами подсказывают подходящее предложение, запомнив, что я искал в сети. Заказ билетов, бронирование отелей, и прочее и прочее.
Фейсбук, проанализировав, кто у вас в друзьях, находит и предлагает общих знакомых. Весьма удобно. Я таким образом нашел давно утерянных знакомых и меня нашли друзья. И не только это. Если в Гугл Плюс в фотогалерее отождествить чьё-либо фото с именем, то он найдет этого человека на любом фото. Гугл Плюс по собственной инициативе улучшал качество фотографий в моей фотогалерее или делал презентацию по итогам года, выбирая лучшие фотографии из моего альбома, совмещал и склеивал соседние фотографии, превращая в панорамное фото.
Да что там говорить, в сети вы найдете сегодня информацию буквально обо всем. Гуглемап позволяет вам найти дорогу буквально везде, Википедия информирует вас обо всем на свете. Если вы обладаете знанием, то можете стать автором статьи в Википедии. Любители искусства могут наслаждаться разглядыванием картин крупнейших галерей мира так близко, что это было бы невозможно при непосредственном посещении музея. Это благодаря Гугл.
Музыка в сети. Любители музыки найдут в сети любую известную им мелодию или исполнителя. И не только это. Апп для мобильника позволяет по начальным тактам мелодии определять композитора и название произведения. Интернет, став кабельным, достиг таких скоростей, что стал конкурентом телевидения. А Ютуб привнес новое качество – вы можете сами стать автором кинофильма. Ансамбли репетируют онлайн, артисты находятся за сотни километров друг от друга.
Отдельно о книгах в сети. Революционным был проект Гугл отсканировать как можно больше книг и представить их в электронном виде в сети. Но взбунтовались владельцы авторских прав, они лишались доходов. Тогда Гугл представил в сети произведения с купюрами. По ним можно составить представление о целом. Книготорговля в сети составила конкуренцию бумажной книготорговле. Она оказалась более гибкой и мобильной. Купить можно не только бумажную, но и электронную книгу, ебук. Можно не только купить, но и взять почитать в электронной библиотеке. А то и просто бесплатно читать онлайн или скачать. То же самое с периодическими изданиями. Решена проблема с авторскими правами, за небольшую плату вашему труду присваивается уникальный ISBN номер. Онлайн издательство превратит ваш DOC – файл в ебук и предложит различным электронным магазинам типа Амазон на продажу. Доходом с продаж поделится с вами.
То же самое с научными публикациями. Все производится онлайн, отправка статьи, рецензирование, публикация.
Особую популярность приобрел Скайп в связи с простотой инсталляции, применения и бесплатности.
Работа в сети. Сеть создала дополнительные рабочие места. Мне известны многочисленные варианты успешной, не выходя из дома, работы, начиная с программирования и научной работы и кончая врачебными консультациями.
Причем сеть является уникальным примером истинной демократичности. В ней существуют так называемые Open Source проекты. Разрабатываемый программный продукт или сервис разрабатывается бесплатно и общими усилиями, результат также бесплатный и не может быть использован в коммерческих целях. Такими успешными проектами являются операционная система Линокс, проект Википедия, язык программирования PHP. Стремление избавиться от трудностей программирования при разработке и использовании типичных программ, часто употребляемых приложений привело к созданию программ, объединяемых под общим понятием Content Management System. Они чаще всего используются для создания, обработки и организации содержания интернет- страниц людьми самой различной квалификации. Таким Open Source приложением является ВордПресс, на котором создан этот сайт. С помощью таких приложений создаются в сети турбюро, блоги, офисы, магазины.
Гугл предлагает в сети память хранения данных, программу обработки фотографий, фотогалерею, онлайн редактор текста с форматированием, базу данных (электронные таблицы), календарь, почту, адресную книгу. Все это бесплатно. Эти перечисления можно продолжить.
Ну просто не жизнь, а сказка!
Но, как говорит Жванецкий, «В действительности все не так, как на самом деле».
О том, какую власть могут приобрести те, кто имеет неограниченный доступ к информации, показали разоблачения последних лет о прослушивании телефонных линий ведущих политиков и официальных лиц. Чего стоит только история с Эдвардом Сноуденом. Непонятно, как к нему относиться, как к герою или как к преступнику. Разоблачения Сноудена вызвали жаркие споры (как в США, так и в других странах) о допустимости массового негласного наблюдения, пределах государственной тайны и балансе между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности в эпоху после 11 сентября 2001 года.
Сразу после террактов в Париже выяснилось, что с обеспечением безопастности на европейском уровне не все блестяще, секретные службы различных стран не торопятся обмениваться информацией.
Я удивляюсь тому, что ещё жив обыкновенный телефон. Наверное, из–за дешевизны тарифов. Хотя, мои дети уже отказались от обычного телефона.
Немного о фотографии. Обычный пленочный фотоаппарат отслужил свое и почил в бозе, вечная ему память. Ему на смену пришла цифровая фотография с качеством и возможностями на порядок выше. Но вот определенного качества достигла фотография с помощью смартфона. И обнаружилось, что тем, кто хочет иметь просто свою фотографию на фоне римского Колизея или афинского Акрополя без претензий на качество, достаточно смартфона. Фото можно тотчас послать друзьям. И так называемая мыльница, небольшой, но тяжеленький фотоаппарат со многими функциями, но небольшим экраном и мелкими обозначениями, используемый чаще всего в режиме авто, не успев родиться, медленно умирает. Останутся только профи – аппараты.
Я обратил внимание на то, что многие люди моего поколения не имеют компьютера и не умеют им пользоваться. Если даже пользоваться только почтовой программой, то нужно уметь печатать на клавиатуре. Для этого надо преодолеть психологический барьер и немного потренироваться. Я уж не говорю про программы текстовых редакторов и обработки изображений. Помню, с каким трудом учился печатать на пишущей машинке.
Но моим детям все это давалось значительно проще. По приезде в Германию в девяностых их мечтой был персональный компьютер, который они приобрели, заработав деньги разноской почты. Они очень удивились, обнаружив, что у их одноклассников, немецких школьников, нет не только компьютера, но даже и интереса к таковому. Вещь дорогая и не имеет практического значения. И нужно осваивать клавиатуру.
Сегодня ситуация изменилась в корне благодаря смартфону. Молодежь отключена от внешнего мира и подключена к интернету. Печатают на клавиатуре с фантастической скоростью. Министерство образования всерьез обсуждает проект об отказе от обучения в школе чистописанию, так как бумажное письмо заменило печатанье. Сегодня мало кто устно считает, для этого есть калькулятор в смартфоне. Правописание я тоже проверяю в интернете. Следствие – результаты тестов PISA-Studien показывают, что немецкие школьники сильно уступают своим зарубежным коллегам. Я не специалист, но по моему мнению, писание, рисование, музицирование, счет связаны с высшими сферами мозговой деятельности. Например, при некоторых видах психических расстройств появляется каллиграфический почерк. Китайцы тысячелетиями оттачивали искусство каллиграфии. Но что бы мы не говорили, какие бы меры не принимали, процесс идет в указанном направлении. Знакомый немецкий архитектор, автор проекта одного из общественных зданий в Ганновере, рассказывал, что его бюро состояло из 4 человек, все умели чертить и рисовать. Он мог от руки изобразить в перспективе здание, отображенное в чертеже. Сегодня этого не требуется. Это делает компьютер. По существующему чертежу одним нажатием клавиши строится трехмерная перспектива. Здорово. «Ну а как же быть с творчеством? Ведь тому, кто нажимает клавишу не надо больше трудиться карандашем, представлять все в голове, творить? Или это не так, все выглядит сложнее?» спросил я его. Да, элементы творчества, знания стилей, (эмпфиндунг по немецки) пропадают, согласился он со мной. Примитивизация творчества.
Мобинг через интернет в школе, компьютерные игры и компьютерная зависимость – вот некоторые социальные проблемы, связанные с компьютеризацией. Но не только это. Диссертация на заказ, научное исследование с заранее известным результатом, проплаченное автомобильным концерном – другие печальные факты, говорящие о морали в научном мире. Министры немецкого правительства были уличены в плагиате при защите своих ученых степеней. И это было сделано при помощи специальной программы сравнения текстов и интернета.
Теперь немного о проблеме «ученый для себя», о необходимости и возможности, а точнее невозможности, публикации в научных журналах..  Я кот, который ходит сам по себе. Однажды после долгого перерыва я решил снова вернуться в науку. Не сумев вписаться в какой – либо научный коллектив в Германии, я оказался в положении научного Маугли. Мне вежливо объяснили, что, поскольку я немецкий гражданин, то шансов на работу у меня нет. Вот если бы речь шла о гранте с участием иностранца или об обмене кадрами, то тогда да, возможно.
С самого начала я принялся прилежно искать публикации на интересующую меня научную тему в сети. Гугл дал мне не очень много, причем каждый раз разное. Гугл не библиографическая система, он сортирует информацию по степени частоты запросов. Если меняется приоритет информации, она исчезает из списка. Раньше в Союзе существовали реферативные журналы. Я не понял, существуют ли еще таковые. Но, допустим, я нашел что-то. Каждая найденная публикация становилась доступной в журнале, только если заплатить примерно 20 долларов.
Тогда я поступил так, как поступал в Союзе. Пошел в университетскую библиотеку, где был записан (членство в библиотеке для нечленов университета платное). Там найденные публикации (не все, а только те, на которые подписывались кафедры) становились доступными для прочтения онлайн с терминалов библиотеки. Так функционирует это в Германии. Не уверен, что это также выглядит в других странах.
Те публикации, о которых я знал, но не смог сам найти, я рассчитывал найти с помощью библиографического отдела. В Государственной Публичной библиотеке в Питере был прекрасный библиографический отдел, где все рефераты публикаций были отсортированы по годам, специальностям, алфавиту. Стояли такие огромные шкафы, заполненые карточками. То, что не удавалось найти, можно было попытаться найти с помощью библиографического работника, как правило, человека очень высокой квалификации, чего я тогда не ценил.
Здесь я поступил так же. Принес библиографу ссылку на иностранный источник, переведенный на русский, но оригинал которого я не смог найти. Надеялся, что он научит меня системе поиска научных статей, типа российской. Он посмотрел на меня удивленно и посоветовал поискать в Гугл. Вот и все. Видимо, это не только моя проблема. Доступной всем мировой электронной реферативной системы ссылок на публикации, видимо, не существует. Если я не прав, то с удовольствием изменил бы мнение.
Надеюсь, что будет сообща создана со временем свободная умная система каталогизации знаний по принципу Википедии.
Для меня, выросшего при тоталитарной системе, единственный несокрушимый бастион истины, а значит свободы утверждать правду, был факт, что дважды два всегда четыре, во все времена и при всех режимах. Наука должна быть прибежищем истины. Не важно, принесет ли установленный факт или доказанная теорема сиюминутную выгоду, лежит ли обсуждаемая тема на столбовом направлении науки. Однако, атмосферу научных исследований, думаю, определяют прикладные исследования, как массовые.
Думаю, что всеобщая коммерциализация науки ведет к ее гибели. Древнее «Платон мне друг, но истина дороже» перестает быть ведущим принципом. Ну да, «Кто платит, тот и заказывает музыку», это так. При государственном финансировании тематическая направленность кафедр сохранялась десятилетиями. Здесь я не смог найти людей, заинтересованных в дальнейших исследованиях в интересующей меня области знаний. Мне объяснили, что направление закрыто и более не интересно. Тематика исследований на кафедрах меняется стремительно в зависимости от финансирования.
Когда я писал в статьях, направляемых на публикацию, «свободный исследователь», это не прибавляло мне шансов.
Да, Аббе шлифовал когда-то свои увеличительные стекла для микроскопа в свободное от работы время. Занятия наукой не приносили дохода и не считались престижными. Да, возможностей для публикаций было немного. Процветал плагиат. Но не было цензуры и референтов. Сегодня один из журналов отклонил мою публикацию по той причине, что статья уже опубликована и сослался при этом на мой собственный сайт.
Стремительное развитие науки стало возможным лишь тогда, когда она стала производительной силой. Не было раньше интернета! Теперь знания стали доступны всем. Чуть что неясно – набирается Википедия, дальше нужно идти только по ссылкам.
Но статья онлайн не должна стоить для прочтения 20 долларов, ведь не везде есть библиотеки, через которую можно эту статью заказать. Да и библиотеки имеют только ту периодику, которую заказывают и оплачивают кафедры. А талантливые люди, как грибы, растут везде. Нельзя, чтобы статьи отклонялись от публикации только потому, что не очень хорош английский, или из-за переполненности портфеля редакции. Это тормозит прогресс. Сервис перевода на английский стоит в интернете от 200 долларов.
Да, статья, также как музыкальное произведение, картина, роман, является интеллектуальной собственностью. Она может и должна приносить доход. Но для того, чтобы быть в курсе актуального состояния научной дисциплины, нужно читать и систематизировать десятки и сотни статей, не всегда достаточно информативных. Тогда платность статьи становится проблематичной.
И научная статья это не то же самое, что картина или художественное произведение. Неправильное определение предела обнаружения прибора и неправильная процедура вычисления содержания может изменить ответ на противоположный при обнаружении наркотика в пробе, с вытекающими отсюда последствиями. Связанное с этим правильное определение международных стандартов затрагивает интересы многих. Отклонение публикаций на соответствующую тему по формальным признакам, игнорирование уже опубликованных работ, недоступность публикаций в этом случае недопустимы.
Формальный перенос принципов интеллектуальной собственности на область научных публикаций создает проблемы. Однако, остается актуальной проблема приоритета и защиты авторских прав. Здесь есть над чем подумать.
Перельман опубликовал свою работу в так называемом Интернет – архиве. Статьи не проходят там при этом предварительного рецензирования. Но там публикуются работы либо от научных кафедр и институтов, либо по рекомендации авторов, уже публиковавшихся по данной тематике в архиве. Мне не удалось повторить опыт Перельмана.
Но мировое сообщество вырабатывает постепенно альтернативы. Появились электронные онлайн издательства с возможностью издать бесплатно сочинение любого объема и выставить на продажу онлайн.
Во многих журналах существуют читальные комнаты онлайн, туда можно переместить найденную статью и пользоваться некоторое время. Скачать ее нельзя. Но при регистрации система предложила мне список известных ей публикаций под моей фамилией (однофамильцев). Моих работ в этом списке не нашлось. Тогда она отклонила меня под предлогом, что не нашлось трех известных работ моего авторства, что является условием доступа в читальный зал.
Существуют бесплатные онлайн переводчики. Они еще примитивны. Но положение, когда только английский является языком публикаций, тогда как минимум еще три – четыре языка распространены в мире также широко, как английский, и при этом нет удобного, простого, но эффективного сервиса перевода на английский, тоже создает определенные трудности.
И еще одна проблема, с которой я неожиданно столкнулся и о которой писал в предыдущем посте. При поиске литературы я обнаружил, что некоторые источники и руководства сохранили часть информации, такую как банк экспериментальных данных или вычислительную программу, на электронных носителях, таких как дискета или CD в целях экономии места. Но в библиотеке не нашлось более ЭВМ с дисководом, способным прочитать старую дискету! В современных ЭВМ отсутствуют CD драйверы, их вытеснили memory stick, даже инсталляция программ производится через интернет! Это ведет постепенно к потере все больших массивов информации.
Рассказанная здесь история не является следствием обстоятельств, но обозначает тенденцию. Она только капля в море. И все бы было ничего, если бы это не касалось жизни многих людей.
Вопрос только в том, какие тенденции являются преобладающими. Сможет ли мировое научное сообщество выработать принципы и механизмы, защищающие прежде всего демократические моральные принципы науки, ее гласность. Иначе она превратится в разрушительную силу. Исследования в области генетики показывают это выпукло.
И еще. По вполне понятным причинам сокращается число научных зарубежных журналов на русском языке. Следующее рускоязычное поколение либо знает хорошо английский, либо публикуется в российских научных журналах, которые мало кто читает. В Германии научные (физические?) журналы публикуются на английском языке, рабочим языком конференций является английский.
Закончу на печальном, вынесенном в заголовок. В предыдущем посте я привел утверждение Мечникова о том, что наибольших успехов в эволюционном приспособлении к окружающей среде достиг глист. У него отсутствуют зрение, слух, пищеварение, органы передвижения. Питательные вещества он впитывает через кожу. Эволюция это не всегда прогресс.

Один комментарий к “Самый дорогой товар — информация. Цена, которую мы за нее платим. Философия глиста

  1. «В Государственной Публичной библиотеке в Питере был прекрасный библиографический отдел, где все рефераты публикаций были отсортированы по годам, специальностям, алфавиту. Стояли такие огромные шкафы, заполненные карточками. То, что не удавалось найти, можно было попытаться найти с помощью библиографического работника, как правило, человека очень высокой квалификации, чего я тогда не ценил».
    —————————————————————-
    К сожалению РНБ (бывшая Публичка) переживает сейчас не лучшие времена. Новые книги подлежат обработке и кодированию в течение…2-х лет. Примерно половина сотрудников РНБ уволена ради повышения окладов оставшимся товарищам.
    Ваша статья очень серьезна и немного великовата для Блогов. Она заслуживает печати и внимания, по крайней мере, в Мастерской. Советую Вам предложить Евгению Михайловичу Берковичу небольшой exchange: Вы удалите эту статью отсюда, немного ее модернизируете, затем попросите его напечатать в Мастерской или в Заметках.

Обсуждение закрыто.