Схема неформального воспитания женщины была аналогична таковой для мальчиков: семья, синагога, община. В семье и ее окружении она усваивала нормы поведения, модели деятельности, моральные и религиозные ценности. Объектом подражания являлась мать, которая учила ее зажигать свечи и произносить над ними благословение, выполнять домашнюю работу, вести себя за столом и проводить свободное время. В рамках семейной жизни девочка усваивала идеалы семьи и общества, выполняла заповеди, стремилась выйти замуж и родить детей. Подобные устремления находили свое выражение в «тхинот» — сборниках молитвенных просьб, писавшихся для женщин на идише . Содержание тхинот способствовало усвоению идеалов общества, где они создавались и произносились. В этом обществе существовали различные требования, предъявляемые к мужчинам и женщинам. Соответственно этим различиям для мальчиков и девочек требовалось разное воспитание.
Воспитание девушек преследовало узкие цели – вырастить добродетельных женщин, умеющих молиться и знающих заповеди, «ибо если она не будет знать законы о субботе, то как же она сможет соблюдать ее? Относящиеся к женщинам заповеди должны они усвоить на любом языке, какой знают» (предписание XIII века). Таким образом, обучение девочек заповедям осуществлялось в форме устного наставления или путем самостоятельного чтения на понятном им языке.
Из различных источников можно заключить, что женщины сначала учились читать на «священном языке», и это умение служило им основой при овладении чтения на идиш. Но где девочки учились читать? На этот вопрос пока нет удовлетворительного ответа. Свидетельства об обучении девочек в хедере редки и косвенны. Есть сведения об учителях, учивших девочек на дому, меламедах, живших в домах у девочек, родственниках, нанятых в качестве учителей. Часто отец или мать сами обучали дочерей чтению. Таким образом, девочки могли получать формальное – хедер или неформальное – домашнее образование. Но изучали ли они что-нибудь кроме чтения и простейших правил поведения – письмо, счет, рассказы из Пятикнижия? Здесь были доступны три возможности: обучение, практика, самообразование. Первые две не требовали предварительной подготовки, третья – умения читать.
Женщины играли важную роль в развитии и распространении литературы на идише. Именно они в большой степени повлияли на ее становление, так как составляли большую часть читателей этой литературы.