Из истории евреев России и Польши. 14 Борьба митнагдим с хасидами

Весной 1772 года руководители еврейской общины города Вильно объявили войну хасидам и призвали другие общины присоединиться к этой войне. Хасиды в это время воспринимались как отколовшаяся секта, которую следует разоблачить и обезвредить. Еврейский суд города Вильно провел расследование деятельности хасидов в Вильно, уволил, арестовал и подверг телесному наказанию руководителей хасидов, их рукописи конфисковали и сожгли, хасидский миньян был разогнан, на него был наложен херем. Предпринимались также пропагандистские усилия. Из Вильно рассылались послания с призывом осудить деятельность хасидов. Печатались сочинения, представлявшие хасидов в самом неприглядном свете.

Многие общины, поддерживая призыв глав общины Вильно, начали кампанию подавления и преследования сторонников хасидизма. «Грозные призывы из Вильно сделали свое дело: во всех литовских синагогах был провозглашен херем собраниям хасидов и разогнаны их миньяны» (Шимон Дубнов). Несколько десятков хасидов из Белоруссии в ответ на ожесточенные нападки противников хасидизма – митнагдим в 1777 году репатриировалось в Эрец Исраэль, надеясь использовать святость Земли для признания их движения (Дубнов). Один из руководителей репатриировавшихся хасидов рабби Менахем Мендель из Витебска в своих посланиях главам общин Вильно, Волыни, Белоруссии, Литвы апеллировал к святости Эрец Исраэль для примирения с противниками. В этих посланиях он, в частности, утверждал:

— хасидизм отвергает обвинения в отступлении от традиции;

— хасидизм признает власть традиционного руководства общин;

— хасиды призывают руководителей митнагдим к примирению и взаимному признанию.

Эти призывы не были услышаны. Новая волна преследований прокатилась в 1781 году. Руководители общины Вильно возобновили херем хасидов. Это мотивировалось усилением активности хасидов, началом публикаций, пропагандирующих идеологию хасидизма.

В 80-х годах в различных районах Восточной Европы произошли несколько столкновений между хасидами и митнагдим. Реакция хасидов на возобновление преследований была выражена в письме Шнеура Залмана из Ляд. В этом письме он отклонял приглашение к диспуту в связи с «заранее вынесенным приговором». Он указал на безоговорочную приверженность хасидов Торе. Письмо заканчивалось призывом к прекращению преследований хасидов и предложением примирения.

Ключевой фигурой в борьбе с хасидизмом был гаон – рабби Элияху из Вильно (ха-Гра). Самый мрачный период борьбы между митнагдим и хасидами пришелся на рубеж XVIII и XIX веков. Взаимные обвинения, наговоры, доносы, оскорбления и обращения к властям закончились признанием властями права хасидов на организацию собственных миньянов и общин. С прекращением организованной борьбы между митнагдим и хасидами конфликт принял идеологический характер. Борьба стала вестись за влияние в еврейской среде.

Подъем и распространение хасидизма в XVIII — XIX веках можно объяснить сочетанием нескольких факторов и обстоятельств, в том числе, критические выступления против преувеличения значения еврейской учености в ущерб религиозно-этическому совершенствованию и кризис традиционной еврейской общины и их руководителей – раввинов и проповедников в части выполнения обязанностей по руководству общиной.

Хасидские руководители пожелали взять на себя руководство еврейскими общинами из-за того, что так им виделся наиболее верный способ служения Богу. У них, конечно,  не было цели устранять социальную несправедливость, ограничивать власть раввинов или облегчать бремя заповедей Торы. В свою очередь еврейские массы привлекало духовное удовлетворение от хасидского способа служения, приверженность своему цадику, возможность получения личного наставления. Это открывало перед ними путь к их личному духовному возвышению. Привлекательна была также готовность цадиков помогать в разрешении вполне земных проблем обращавшихся к ним евреев — выходцев из всех слоев еврейского общества.

История хасидского движения наиболее полно раскрыта в работах Ш.Маймона, Ш.Дубнова, Б.Динура, Я.Каца, Х.Шмерука, Ш.Этингера и И.Эткеса.

 

2 комментария для “Из истории евреев России и Польши. 14 Борьба митнагдим с хасидами

  1. Я прочитала сразу, но кто прав, хасиды или митнагдим — это мне не дано знать. Когда раскол, фракции, оппозиция возникают в политике или идеологическом течении — это понятно, это их перманентное свойство. Но в религии… Хотя христианство тоже разделилось — народы разные. Но евреи — один народ. Вот тут и вспомнишь старый анекдот про двух евреев и наличие трех синагог: «Я хожу в эту синагогу, а он — в ту. — А для чего вам третья синагога? — спрашивают их. — А туда мы оба не ходим».

    1. Уважаемая Инна!
      Вы совершенно правы. Здесь нет ни правых, ни виноватых.

Обсуждение закрыто.