Что важнее: связь или компьютер?

Loading

 

Так получилось, что значительный отрезок свой жизни я проработал в Центральном НИИ связи. Ни много ни мало – но 20 лет. Даже получил почетный знак «Заслуженный связист СССР», хотя занимался больше компьютерными делами, разработкой и внедрением разных автоматизированных информационных систем. Вокруг меня были первоклассные специалисты по разным видам связи, от радио и телевидения до почтовой. Между связистами и компьютерщиками постоянно тлел спор: что важнее для прогресса человечества – связь или искусственный интеллект в виде компьютеров с разными программами. Каждая сторона приводила свои доводы, которые опровергнуть было трудно, поэтому каждый оставался при своем мнении. Я, естественно, горой стоял за вычислительные машины, тогда, если быть точным, никаких компьютеров, т.е. персональных ЭВМ еще не было. Конец 70-х годов. Все усилия электронщиков направлены на то, чтобы сделать ЭВМ мощнее: повысить быстродействие, увеличить память… И прогресс налицо: появились машины с быстродействием миллионы операций в секунду, магнитные ленты стали заменяться дисками, пока маленькими (по емкости, физически это были здоровенные корзины) – 7 Мб, 29 Мб, потом побольше… Это казалось столбовой дорогой прогресса.
На таких больших машинах, занимавших здоровенные залы, строились банки данных, делались информационные системы. В разных отраслях создавались отраслевые системы научно-технической информации, они объединялись в государственную систему, ГАСНТИ…
И тут появились сообщения о первых персональных ЭВМ. Мы обсуждали это на семинарах в институтах и пришли к выводу, что это побочная и не очень существенная ветвь прогресса. Разве большие банки данных создашь на таких малютках? Это для домашних игр и локальных приложений.
Так же думали и руководители гиганта IBM, который на пять лет опоздал с созданием своего персонального компьютера. Это потом его PC стали стандартом для всех. А вначале Apple пять лет не имел конкурента!
А потом началась эра безудержного развития именно персональных ЭВМ, т.е. компьютеров, они объединялись в сети, сначала в локальные, потом в глобальные и, в конце концов, завоевали мир. Большие ЭВМ стали экзотикой, применяются только в очень крутых фирмах, банках, страховых обществах, военных и космических делах… Я, кстати, последние 15 лет работал как раз на тех же больших ЭВМ, с которых начинал.
А что же связисты? Они на какое-то время ушли в тень. Связь была в СССР плохая, простых телефонов не хватало. Какие очереди выстраивались к телефонам-автоматам в новых районах! А как собирали двушки для человека, который ложился в больницу? Единственный был способ узнать о состоянии здоровья. Связь между родственниками, с детьми была под большим вопросом. Кто уезжал на лето на дачу, вырывался из общения на месяцы. Бумажные письма оставались единственным средством связи людей – как сотни лет назад. Это восьмидесятые годы ХХ века!
Когда появились первые модемы, чтобы подключать компьютеры к сети, то пессимисты утверждали, что высоких скоростей ждать не приходится, 300 бит в секунду – предел!
И что мы видим сейчас? Связь вышла на первые места в самых разных соревнованиях с компьютером. Теперь важен не компьютер со средствами связи, а смартфон, оборудованный хорошим процессором. Про недоступность человека в любой точке земли люди уже забыли. Посылать смс и выходить в интернет можно хоть на айсберге или за полярным кругом. Родители не пускают детей гулять без мобильного телефона. Скоро на Земле не останется места, где не было бы интернета. Цивилизация изменилась благодаря союзу техники связи с вычислительной техникой, и что из них важнее, сейчас так же трудно сказать, как и сорок лет назад.

4 комментария для “Что важнее: связь или компьютер?

  1. Скоро на Земле не останется места, где не было бы интернета. Цивилизация изменилась благодаря союзу техники связи с вычислительной техникой, и что из них важнее, сейчас так же трудно сказать, как и сорок лет назад.

    1. Сейчас, при заказе компьютерного обрудования, только не персональных ассистентов/терминалов Сети — десктопов, лаптопов, нетбуков, e-буков, смартфонов, таблетов и т.п., а при заказе/покупке “серьёзного”, т.н. серверного оборудования, делается выбор/конфигурирование трёх равноправных и равно значимых компонент: Storage, Network, and Compute, т.е. средств для хранения, передачи и обработки информации. По привычке, это оборудование продолжают называть компьютерами (от слова compute, т.е. вычислять), но это давно уже не «вычислительные машины», а скорей машины для хранения, обработки и передачи информации. Также по привычке, помещения и здания, где монтируется это оборудование, продолжают звать датацентрами (от data — данные), хотя это давно уже не центры просто хранения, но также обработки и рассылки данных, т.е. коммуникации. Некогда разные отрасли техники уже слились воедино (это хорошо видно даже по слиянием в хайтек-индустрии: последнее — слияние компьютерного гиганта Dell со storage-гигантом EMC²; теперь внимание к треугольнику — компьютерный гигант HP, коммуникационный гигант Cicso и storage-производитель №2 NetApp), но язык пока не успевает за изменениями и мы продолжаем говорить о «компьютерах».

      Очень интересная (для меня) тема. Спасибо что затронули.

Обсуждение закрыто.