Из истории евреев России и Польши. 8 Экономическая деятельность евреев в Польше в XVII-XVIII веках. Часть I  

В период XVII-XVIII веков Польша представляла из себя феодальное общество с экономикой, основанной на сельском хозяйстве, земле. Дворянские хозяйства во множестве требовали исполнителей различных направлений — крестьян, больше всего, но также и в других направлениях деятельности: ремесла и кустарные промыслы, денежный оборот и кредит, управление и аренда, рыночное хозяйство.

Ремесла и кустарные промыслы

Потребность в ремеслах росла с появлением в Польше новых городов. Здесь требовались прежде всего портные, стекольщики, плотники, жестянщики, а также ювелиры, аптекари, врачи. Христианские ремесленные цеха препятствовали зарождению еврейской ремесленной традиции, однако дворяне часто стремились поддержать экономическую деятельность евреев, как более выгодную для них. В это время стал складываться институт организации и охраны прав еврейских ремесленников  — ремесленные братства. Эти братства занимались контролем за ценами и уровнем прибыли, надзором за конкурентами, удостоверяли годность и качество продукции. Подобно христианскому средневековому цеху еврейское братство было одновременно профессиональным объединением, социальной группой и религиозным сообществом. Братства содержали раввинов или проповедников, занимались благотворительностью, проводили совместные трапезы. Наиболее распространенными у евреев были профессии портных, меховщиков, шляпников, чулочников, перчаточников, кружевниц, вышивальщиц, мясников, пекарей, банщиков, парикмахеров, ювелиров, фельдшеров, врачей.

Ремесленничество евреев очень рано потребовало правового регулирования. Начало этому положила грамота о привилегиях евреям Гродно, в которой в 1389 году было оговорено право заниматься различными ремеслами. В 1485 году евреи Кракова, точнее «бедные еврейки», получили право «продавать шарфы и шали, сделанные ими собственноручно». В 1578 году король Стефан Баторий, лично, выдал грамоту о привилегиях меховщику Калману Шахи из Перемышля. В 1645 году король Владислав IV соглашение между евреями и властями городов, в котором евреям разрешались обработка кож и мехов, портняжное дело, цирюльничество, крашение тканей, выпечка хлеба, изготовление обуви, седел,  упряжи, свечей, шапок, оружия, ювелирное дело. В конце XVIII века евреи осваивают часовое мастерство, плотницкое дело, строительство, жестяницкое и печное мастерство.

Евреи- ремесленники положили начало новым элементам организации труда: прием заказов на дому, приобретении товара при посещении дома или двора, поиски заказов в сельской местности. Именно первыми евреи начали работать на рядового и массового потребителя.

Денежный оборот и кредит

В сфере кредита можно было различить два вида деятельности:

1 Крупные займы. Они выдавались богатым клиентам. Обеспечением займов служили земли, дома, другое недвижимое или ценное имущество. Ссуды предоставлялись на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.

2 Мелкие займы. Выдавались людям среднего и малого достатка. В обеспечение принималась домашняя утварь и одежда. Срок займа не превышал нескольких дней или нескольких недель.

Кредиты предоставлялись под проценты с обеспечением в виде отдельного, особого залога.

Крупные банковские операции зависели от возможности получить залог в виде ценного имущества. Общепринятым обеспечением крупных займов была земля. Однако в 1423 году король Владислав Ягайло, уступая требованиям духовенства и шляхты, чья собственность оказывалась в опасности перейти к банкирам-евреям, державшим земли в качестве залога, добавил к Вартскому статуту следующий параграф: «Мы запрещаем впредь евреям давать займы под ипотечные векселя, разрешая делать это только под залог вещей». Запрет давать кредиты под залог земли, а также постоянная быстрая девальвация польских денег лишал евреев возможности предоставлять крупные и долгосрочные займы и заставлял их ограничиться мелким ростовщичеством.

В тоже время евреи-торговцы сами стали покупать товары на ссуды  банкиров и купцов – христиан. К концу XVII века евреи Польши уже не занимались банковскими делами. Они брали кредитов больше, чем предоставляли , но продолжали давать мелкие займы под залог вещей. Распространился обычай брать у богатых дворян крупный займы под низкий процент (ниже 10% годовых) и давать мелкие займы  под высокий процент (26-31% годовых) среднему дворянству, горожанам и крестьянам. С конца XVIII века предоставление займов стало для евреев лишь побочным занятием – способом краткосрочного вложения прибыли, полученной от основного занятия – торговли и аренды.