Из истории евреев России и Польши. 4 Рабби Яаков Поллак и рабби Шалом Шахна

Яаков Поллак родился в Германии в 1460 году. Длительное время он жил в Праге, занимая должности судьи и главы иешивы. В 1494 году он приехал в Польшу и жил там до 1522 года, когда решил переехать в Эрец-Исраэль. Здесь он и умер в 1522 году.

По прибытии в Польшу рабби Яаков поселился в столице страны Кракове и основал там иешиву, одну из первых иешив в Восточной Европе. В 1503 году польский король Александр Ягелончик (1461-1506) назначил его «раввином евреев». Это назначение давало рабби Яакову власть и полномочия, которыми никогда прежде не обладал ни один религиозный лидер Восточной Европы.

Несмотря на высокое положение и широкую известность рабби Яаков почти не оставил письменных текстов, которые позволили бы оценить его учение, методологию и историческую роль. Удивительно и то, что знаменитый ученик рабби Яакова —  рабби Шалом Шахна (1495-1558), чей вклад в формирование центра еврейской учености в Польше не менее значителен, также почти ничего не написал.

Рабби Шалом Шахна родился в Польше, где оставался до конца своих дней. В его иешиве в Люблине учились все крупные законоучители следующего поколения, которые очень почитали своего наставника и, создавая новые центры законоучения в Польше, основывались на его учении.

Феномен отказа авторитетных духовных лидеров от письменного выражения своих мыслей в пользу устного обучения был широко распространен и часто встречаем.  Можно предположить утрату их сочинений, но судя по сохранившемуся респонсу Рабби Исраэля, сына рабби Шалома, речь идет о принципиальной установке: «Много раз просил я и со мной многие ученики, чтобы написал рабби Шалом книгу установлений и его ответом было, по праведности и скромности его: я знаю, что станут выносить решения только согласно тому, что напишу, а не по принципу «галаха – по последнему», а я не хочу, чтобы мир основали на моих установлениях. Незачем судить по тому, как это видели чьи-то глаза, надо судить по велению времени и сердца. И потому же не создал и наш учитель и наставник Яаков Поллак никакой книги установлений и ни одного из посланных им респонсов дома не копировали; эти мудрецы не хотели, чтобы их суд считался окончательным».

Принцип «галаха – по последнему» требует, чтобы каждый закон соответствовал установлениям самых поздних законоучителей. Это, на первый взгляд, противоречит другой традиции – пренебрегать суждениями более позднего поколения и предпочитать «первых» («поским», «отсекающих»).

О возможности такого противоречия писал исследователь еврейского права М.Элон: «Принцип «галаха – по последнему» не следует понимать как призыв к пренебрежению авторитетом предшественников. Этот авторитет должен побуждать законоучителя принимать решения после тяжких размышлений и множества опасений, проявляя скромность и понимание того, что данный вопрос уже обсуждался «поским», но если  уж приходит к решению, то галахическое установление принимается в его варианте, а не в формулировках ранних мудрецов».

Такой подход свидетельствует о взгляде на Галаху как развивающущуюся и совершенствующуюся систему; он говорит также о высокой степени уверенности в себе и глубокую веру в свои силы, которую обрели оба законоучителя (рабби Яаков и рабби Шалом) и сумели передать своим ученикам.

Все эти рассуждения могут привести к двум различным подходам:

— незаписи установлений с тем, чтобы не налагать ограничений на свободное развитие мысли, не навязывать авторитет предшественников и не создавать прецеденты;

— вменение законоучителям в обязанность записывать установления, чтобы опровергать необоснованные утверждения и распространять авторитетные и правильные формулировки.

Изобретение и распространение книгопечатания, наличие массового спроса на еврейскую книгу способствовали отказу от первого подхода. Сам рабби Шалом, несмотря на свое принципиальное несогласие с записью текстов, зафиксировал несколько галахических установлений. Часть из них была напечатана и получила широкое распространение. В одном из этих установлений рассматривается вопрос о возможности заключения брака посредством подарков, которые жених посылает предполагаемой невесте задолго до планируемой свадьбы. Эта проблема имела место в еврейском мире того времени, а установление рабби Шалома было принято лишь меньшинством законоучителей.

Есть, однако, различие между принципиальным нежеланием рабби Яакова и рабби Шалома писать систематизированные сборники установлений и рассылкой ответов-респонсов по конкретным галахическим вопросам. От последнего они никогда не воздерживались.