В жизни автора этих строк был необычный случай.
Я работал тогда в многотиражной газете «Магнитогорский металл» (название которой с очевидностью указывает, что выходила она в городе Магнитогорске и была изданием Магнитогорского металлургического комбината).
В то время заведующим отделом культуры при Магнитогорском горисполкоме был мой хороший товарищ Саша Кононченко.
И вот как-то раз в конце 1964 года он сообщил мне:
— К нам приезжает Махмуд Эсамбаев!
— Махмуд Эсамбаев? А кто это?
— Как, неужели ты не знаешь? Это же всемирно известный танцор. Он исполняет танцы почти всех народов мира.
К своему стыду, я не знал этого тогда. Саша устроил мне билет на один из концертов мировой знаменитости. Потрясенье от этого концерта помню по сей день, хотя уже более четырёх десятилетий прошло с тех пор. Это было что-то невероятное. Потрясающее. Завораживающее.
Беспрецедентное, высочайшее мастерство. Удивительное проникновенье в душу танца, причём какого угодно — молдавского, индийского, бразильского, русского… На сцене творилось чудо. Я был в полнейшем восторге.
Любопытно, что впечатление не меньшее, чем сами танцы, произвёл на меня и рассказ конферансье, который перед одним из выходов на сцену чеченского чародея сообщил зрителям о том, что во время одного из концертов Махмуда Эсамбаева в зале находился парень, немой от рожденья. И когда он, этот парень, увидел, что творит на подмостках кавказский виртуоз, то пришёл сей зритель в такой восторг, что неожиданно сам для себя… закричал!
И с того момента у него появился голос!
Это меня просто потрясло и, придя домой, я написал в связи с увиденным и услышанным небольшое стихотворение, которое без всякой, что называется, задней мысли обнародовал в своей многотиражке.
Вот оно:
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА
Теперь мне с вами больше не расстаться.
Вы навсегда — и в сердце и в уме.
Сегодня понял я искусство танца,
Что до сих пор не удавалось мне.
И мне теперь понятно, даже просто,
Хоть я такого в жизни не встречал,
Что в зале был один немой подросток,
Который от восторга закричал.
Искусству сдался онемевший орган.
Где взять слова для выраженья чувств!
А сам я, онемевший от восторга,
Исполнен восхищения, молчу.
Я понял — с вами больше не расстаться.
Мне видеть вас на сцене повезло.
Я счастлив, полюбив искусство танца.
А где любовь, там не хватает слов.
По-моему, строки эти в комментариях не нуждаются (сейчас я, разумеется, понимаю, что технически стихи весьма далеки от совершенства, но тут уж что было, то было, как было, так было…)
И вдруг…
Вдруг к своему дню рожденья в январе 1965 года я получаю от Саши Кононченко сюрприз! И что бы вы думали?
Я получаю от Саши Кононченко (царство ему небесное)… фотографию Махмуда Эсамбаева с его дарственной надписью!!!
Это была в чистом виде фантастика!
Я потребовал от своего друга объяснений! И вот что оказалось. Провожая великого танцора из Магнитогорска в Челябинск, Саша вручил Махмуду Эсамбаеву газету «Магнитогорский металл» с приведённым выше моим стихотворением.
Махмуд Эсамбаев прочёл его и вот так на это отреагировал.
Прямо на лицевой стороне фотографии и по сегодняшний день греющая мне сердце надпись: «Дорогому другу — поэту Леониду». И дата — 14 января 1965 года.
…50 лет назад…
…Газета «Магнитогорский металл» с этим стихотворением находится сейчас в музее имени Махмуда Эсамбаева.
На снимке сверху — Саша Кононченко.
Снизу — ТА САМАЯ фотография Махмуда Эсамбаева.