Читая воспоминания ветерана фронтовика

«Война все спишет» — воспоминания офицера связиста. Леонид Рабичев.
Книга явно не прошла ни советскую, ни путинскую цензуру. Очень откровенная книга.
Один из эпизодов меня просто поразил. НКВДШник из СМЕРШа оказался порядочным человеком, по сути спас автора книги.

«Дверь открылась, и в блиндаж вошел незнакомый капитан. Объяснил, что ехал в свою часть на лыжах, но потерял заметенную снегом дорогу, заблудился и попросил у меня разрешения переночевать. Я же, после того как мы познакомились, пригласил его разделить с нами наш ужин, а он извлек из рюкзака флягу со спиртом.
Выпили за победу. Оба оказались москвичами. Я рассказал ему о своем правительственном доме на Покровском бульваре, он рассказал о своем на Палихе, я – о своем замечательном кружке в Доме пионеров, об увлечении историей и поэзией, о матери, члене КПСС с 1925 года, об отце, награжденном только что орденом «Знак почета» за участие в открытии новых нефтепромыслов и спасении старых, о брате-танкисте, погибшем полгода назад под Сталинградом. Он наполнил опустевшие кружки и предложил мне выпить за моих и его родителей.
Потом мы говорили о книгах, о Пушкине, Шекспире и Маяковском, и незаметно перешли на «ты». Потом усталость взяла верх, и мы заснули.
А утром капитан Павлов вынул из кармана свое красное удостоверение и сказал, что посетил меня не случайно, а по заданию руководства Смерша, что из вчерашнего разговора он понял, что я советский человек, комсомолец, но что я совершил ошибку, читал своим бойцам Евангелие, и по секрету рекомендовал мне опасаться моего сержанта Чистякова, который написал в Смерш, что я в своем взводе веду религиозную пропаганду, и предложил мне немедленно бросить в огонь найденную мной в пустой избе книгу, а он, в свою очередь, бросил туда донос Чистякова, что мне повезло, что бумага эта попала в его руки, а не в руки его коллег. Пришлось мне впоследствии читать моим бойцам журналы «Знамя», стихи Пастернака и Блока, «Ромео и Джульетту» Шекспира. Спасибо тебе, капитан Павлов!
»

Так для справки, за «антисоветскую агитацию и пропаганду» в годы войны было репессировано военными трибуналами 117492 человека.
(Война на весах Фемиды: война 1941-1945 гг. в материалах следственно-судебных дел)

3 комментария для “Читая воспоминания ветерана фронтовика

  1. «Я рассказал ему о своем правительственном доме на Покровском бульваре , он рассказал о своем на Палихе, я – о своем замечательном кружке в Доме пионеров , об увлечении историей и поэзией…» —
    историей ? «Интересная сегодня история произойдёт на …» и интересная история происходит нынче .
    Куда там М. Булгакову , там серы было меньше. 🙂

  2. Интересная история. Не все чекисты были подлецами. Но и назвать их порядочными людьми тоже трудно. Профессия такая, нечистая.

    1. Этот чекист вообще необычный. Шекспира читал. Донос сжег. А что если этот стукач сержант Чистяков напишет донос уже другому чекисту. А потом выплывет то, что улики были уничтожены кпитаном Павловым. Сговор с антисоветчиком! Рисковал капитан сильно.
      Не верить автору смысла нет, но уж больно все выглядит экстраординароно.

Обсуждение закрыто.