Израиль: Власть и политика. 7 Статус-кво

В Израиле существует договоренность о статусе-кво во взаимоотношениях между религией и государством. Эта договоренность представляет собой компромисс между верующими и неверующими людьми, стоящими на различных позициях по отношению к вере и стремящимися к различным в этом плане целям. Договоренность распространяется на все вопросы общественной жизни, имеющие религиозный аспект. Договоренность, в частности, относится к следующим сферам влияния: суббота, кашрут, брачно-семейные отношения, образование. Договоренность о статусе-кво была обусловлена желанием опереться на существующее положение и воздерживаться от изменений в спорных вопросах, дабы предотвратить острые конфликты (Дон-Ихье Э. Религиозные институты в политической системе. Иерусалим, 1988). Соглашение о статус-кво говорит о недопустимости изменений, если на этот счет в сферах договоренностей  нет консенсуса. Реализация статус-кво достигается одним из методов переноса разногласий: со всеизраильского уровня на местный, из законодательной сферы в судебную или из формальной плоскости в неформальную. При этом статус–кво, по мнению израильского политического деятеля  Р.Бронфмана,  может быть и не закрепленной навсегда данностью, а живой системой, учитывающей происходящие в обществе изменения. То есть бывают случаи, когда соблюдение статус-кво невозможно, если меняются исходные условия. Так, с появлением телевидения, верующие в Израиле считали его новым явлением, не включенным в понятие статус-кво, а желающие смотреть телевещание по субботам утверждали, что как для телевидения, так и для радио закон един, уже рассмотренный в принципе сохранения статус-кво.

Так как понятие статус-кво представляет отображение динамически меняющейся картины общества, оно показывает и перемены внутри оговоренных ранее границ-рамок деятельности. В действительности, при изменении вектора статуса-кво,  стрелка этого вектора проявляет колебания: в определении понятия «кто такой еврей», службе девушек в армии, сбыте свинины и квасного теста в Песах, полетах самолетов по субботам – во всех перечисленных случаях преимущества получили верующие люди, в то время как в сферах досуга и общественного питания по субботам «победа» досталась секулярным людям и либералам.

Поддержание статуса-кво способствует сохранению политической стабильности в Израиле и является формой участия различных идеологических лагерей в политической жизни страны. Оно является той ценой, на которой политики, а часто политиканы, могут заработать или потерять очки в свою пользу. Секуляристы и либералы могут отрицать статус-кво с позиций гражданских или общечеловеческих ценностей, но они же защищают это понятие там, где благодаря ему установились более либеральные традиции. Соблюдающие религиозные традиции, блок национально-религиозных партий, харедим (в особенности) часто клянутся не отдать «ни пяди» в вопросах соблюдения религиозного права, но иногда соглашаются с изменениями там, где время, политическая борьба или обстановка сместили их позицию в сторону большего либерализма. Именно равнодействующая всех этих сил воспринимается как состояние статус-кво.

Договоренность о статусе-кво можно рассматривать как универсальный рецепт при обустройстве кооперативных обществ демократических стран, в которых существует языковой, религиозный, идеологический или этнический плюрализм (США, Канада, Швейцария, Бельгия, Голландия). Речь идет о порядке, основанном на неформальных отношениях и компромиссах между элитами различных групп населения, дающем этим группам право «обычного вето» в важнейших вопросах, касающихся этих групп (Дон-Ихье Э.).