Неужели мы все агностики?

Лев Мадорский
Неужели мы все агностики?

Жизнь превратила меня из отъявленного спорщика в человека, тщательно избегающего открытого столкновения мнений. Это не удивительно. Благодаря таким столкновениям я испортил в своё время отношения со многими людьми и даже потерял близкого друга. Самое печальное, что, так называемая истина, которую я пытался доказать в тех давних спорах, так и осталась недоказанной. Больше не спорю. Ухожу от спора или тупо соглашаюсь.

Однако, страсть узнать, что думает тот или иной человек, услышать его аргументы за и против… страсть эта никуда не делась и получила выход в занятиях жуналистикой. Особенно, в тех случаях, когда беру интервью. Перевод разговора в журналистскую плоскость (собеседник понимает, что противоположные аргументы и даже провокационные вопросы — профессиональная необходимость), где я могу не соглашаться и спорить, не подвергая себя опасности нажить врага или потерять друга.

Именно в таком ключе проходил разговор с моим приятелем, доктором технических наук Андреем Геллером. Андрею 74 года. Среднего роста, полноватый, с неправильными, резкими чертами лица, маленькими, улыбчиво-ироничными глазками и медлительной речью человека, привыкшего, что его слушают. Андрей приехал в Германию из Питера 21 год назад по контракту. И там и здесь работал в НИИ и занимался необычайно интересной проблематикой — созданием роботов. В Германии второй раз женился. Принял немецкое гражданство. Интервью было, в основном, о научной работе Андрея (на его счету создание нескольких уникальных роботов, например, робота, который очищал огромную стеклянную крышу Лейпцигской галлереи), но я хочу привести в этих заметках только ту его часть, которая касается темы, вынесенной в заголовок. Разговор коснулся религии, когда Андрей сказал, что в недалёком будущем будут созданы роботы, который превзойдут по своим возможностям человека. «Человек, — сказал он, — создаст нечто более совершеное, чем то, что создал Бог. Хотя, возможно, это тоже входило в планы Всевышнего». Глаза его при этом иронично поблескивают и было трудно понять, говорит Андрей серьёзно или шутит.

Всё-таки, ты кто, Андрей, агностик или атеист?

Твой вопрос похож на тот, который задали Чапаеву в фильме «Чапаев»: «Ты за кого, Василий Иванович, за коммунистов или за большевиков?». Я агностик и теоретически допускаю возможность существования Бога. Но при этом, должен признать, что между агностиком и атеистом, нет большой разницы. Если атеисту доказать существование Бога, то он станет верующим точно также, как и агностик.
Другими словами, ты не исключаешь наличие Высшего Разума, но хочешь, чтобы тебе это доказали?
Да, было бы любопытно.
Какого рода доказательства тебя бы убедили?
В первую очередь — математические. Если бы кому-то удалось математическим способом доказать, что Вселенная или, скажем, жизнь на Земле, не могли бы существовать без вмешательства Всевышнего, это был бы для меня идеальный вариант.
Но разве когда великие провидцы, Нострадамус, Мессинг, Ванга, некоторые другие, точно предсказывали события будущего, это не доказательство? Мессинг, например, (это документально зафиксировано) предсказал окончание Великой Отечественной войны в мае 1945 года, а Ванга написала, умирая: «2001, близнецы». Кто, кроме Бога, мог им рассказать об этом?
Скажу честно. Я не считаю себя таким уж профессиональным скептиком, но сомневаюсь, чтобы предсказания эти были, как ты выразился, «документально зафиксированы». Очень может быть, что речь идёт о фантазиях окружения Ванги и Мессинга, двух, действительно великих экстрасенсов. Что касается Нострадамуса, то аллегорический язык его катренов позволяет самую широкую амплитуду толкований. Слишком широкую, чтобы принимать их на веру.
Хорошо, а если бы тебе кто-то, (допустим астролог или какая-то гадалка) предсказали, что-то неординарное, что случится с тобой или в мире в ближайшие дни и это, действительно бы случилось. Ты бы поверил в Бога?

Да, поверил. Особенно, если бы при этом можно было бы полностью исключить случайные совпадения и то, что предсказатель имеет специальные источники информации.

Ты говоришь, Андрей, что математический подход к доказательству существования Бога тебя бы убедил больше всего. Но разве не является таковым сам факт невероятно точных расчётов, которые необходимы для создания и успешного функционирования Вселенной. Например, установлено американскими учёными, кстати, математиками, что если бы Вселенная расширялась на одну миллиардную долю секунды быстрее, то разлетелась бы, а на миллиардную долю секунды медленнее, наступил бы коллапс. Такая же немыслимая точность необходима для существования жизни на Земле, где показатели температуры воздуха, толщины атмосферы, расстояние от солнца и многие другие компоненты — единственно возможные. Кто, кроме Бога, кроме Высшего Разума, мог бы сделать такие гениальные расчёты?
А никаких расчётов не нужно. В природе любая система от вируса до Вселенной, чтобы существовать, должна постоянно самосовершенствоваться. Должна постоянно приспосабливаться к новым условиям. За многие миллионы лет эти системы, постоянно приспособляясь, сами по себе доходят до севершенства. В органическом мире, как живом так и в растительном, такое приспособление видно особенно отчётливо. Цвет кожи, устройство внутренних органов, разрез глаз у животного, да и у человека тоже — результат многовековой адаптации и приспособления к внешнему миру. Возможно, таким же законам подчинён и неорганический мир.

Но кто-то же дал миру этот закон самосовершенствования и приспособления к окружающему миру? Почему ты исключаешь, что этот невероятный закон как раз и был дан Всевышним?
Я не исключаю, но доказать не могу. И никто не может. Поэтому не могу поверить. Невозможно доказать существование Бога, души, жизни после смерти. Слепо же верить же в недоказанное, только потому что большинство верит, мне не хочется. Мне это неинтересно. Всё-таки я какой-никакой учёный. Все рассказы переживших клиническую смерть с высокой степенью вероятности могут быть не более чем галлюцинациями. Другими словами, я не исключаю, что Бог есть, но, одновременно, сомневаюсь в его существовании. Поэтому и не принадлежу ни к какой конфессии. Ведь согласись, что принадлежность к той или иной религии предполагает безусловную веру и соблюдение определённых ритуалов. -Андрей помолчал и добавил, улыбаясь и хитро поблескивая глазами, — Но если бы я вдруг поверил бы в Бога, то, как еврей, принадлежал бы, конечно, к иудаизму. Как, наверно, и ты, Лёва. Тем более, что мой прадед, живший в Белоруссии, был раввином.

Тут наши роли неожиданно поменялись и отвечал уже я. Чтобы не возникло путаницы, оставляю за собой в ответе жирный шрифт:

Моя вера во Всевышнего не типична. Я считаю, что с Богом можно говорить не только из синагоги, но из любого другого места, а соблюдение ритуальной составляющей иудаизма, как и любой другой религии, вообще, не обязательно. —
Что же тебя подтоклнуло к вере в Бога? Ты же, как и я вырос в атеистической стране.

Во первых, то, что Порядок не мог возникнуть из Хаоса сам по себе. И, во-вторых, точное предсказание будущего, с которым я столкнулся и которое, несмотря на твои сомнения, считаю достоверным. Для меня, как и для тебя, предсказание будущего — доказательство. То самое, которое ты ищешь. Будущее, повторяю, может знать только Бог. Я тебе уже рассказывал, что мой знакомый астролог, Михаил Левин (я учил музыке его детей) предсказал осенью 1985 года, за полгода до Чернобыля ядерный взрыв в Восточной Европе. Этому я был свидетель и это не может быть случайным совпадением. Именно предсказание Левина подтолкнуло меня к вере в Бога.Я бы много мог бы рассуждать на эту тему, но так как интервью беру я у тебя, а не ты у меня, то ограничусь сказанным и задам ещё один вопрос. Последний на эту тему. К кому ты, Андрей, как агностик, чувствуешь себя ближе, к атеистам или к теистам (верующим)?
Скажу ещё раз. Я, в отличие от атеистов, допускаю что Бог, как некая, не поддающаяся пониманию человека Высшая Сила, существует. Для меня такая вероятность даже досточно велика — ну, скажем фифти-фифти. Так что, если тебя интересуют цифровые значения, то я завис где-то посередине между верущим и неверующим, и меня можно сравнить, в этом смысле, с Буридановым ослом. Хотя, не исключаю (Андрей рассмеялся), что, как для глубоко верующего так и для убеждённого атеиста, я больше похож на обычного осла.

Один комментарий к “Неужели мы все агностики?

Обсуждение закрыто.