Антисемитизм станет в будущем атавизмом

Лев Мадорский. Антиемитизм станет в будущем атавизмом

Среди основных феноменов новейшего времени — ускорение темпов изменения окружающего мира. С таким утверждением согласно (подобное случается не часто) подавляющее большинство философов, футурологов и теологов. Сегодня невероятными, постоянно возрастающими темпами меняется, буквально, всё: технологии, скорости передвижения, способы коммуникации, даже моральные нормы, психология и мировоззрение людей. Изменения, на которые в прошлом уходили века и даже тысячелетия, сейчас происходят на протяжении жизни одного поколения.

Первым на этот феномен обратил внимание Элвин Тоффлер в 1970 году в книге «Шок будущего». Сейчас, спустя почти полвека после выхода книги, стало очевидным, что Тоффлер был прав. Особенно высокие темпы ускорение набирает силу после изобретения Интернета. Благодаря всемирной паутине, мы живём в соседних комнатах и тесно связаны друг с другом. Перемены, которые происходят в одной из комнат нашего земного дома, касаются всех его жителей.
Элвин Тоффлер

Элвин справедливо пишет, что далеко не всем нравятся подобные темпы изменений. Некоторые жители Земли, особенно, в промышленно-развитых странах, пытаются вырваться из вихря ускорения. Они хотят отгородиться от несущегося вперёд мира и прожить жизнь спокойно, в привычных с детства условиях. Многие земляне плывут по течению, не задумываясь о том, как быстро меняется мир. Но есть и другие люди. Их меньшинство. Они тонко улавливают голоса будущего и стремятся следовать изменениям, к которым эти голоса призывают. Американкий футуролог называет их «люди будущего».

В XXI веке мы находимся, как и предсказал Тоффлер, на развилке двух дорог. Одна ведёт к сепаратизму, религиозным и национальным противоречиям, другими словами, к войнам и мировой катастрофе. Другая — к объединению, взаимопониманию, глобализации, а, значит, к миру и процветанию. Я верю, что «люди будущего», а за ними и всё человечество выберут второй путь. Оглянитесь кругом. Мы уже начинаем движение в правильном направлении. Это образование и расширение Европейского Союза, нарастание интеграционных настроений во всех сферах жизни, увеличение роли ООН. И ещё одно важное изменение. Изменение, сигналы о котором всё громче и громче посылает нам будущее, и о котором я и хотел бы поговорить в этих заметках. Имею в виду тенденцию к исчезновению одного из самых древних и страшных человеческих пороков – антисемитизма.

Не все с этим согласны. Недавно в интервью младший брат премьер-министра Израиля, драматург Идо Нетаньяху сказал, что антисемитизм вечен, все народы евреев не любят, и так будет продолжаться всегда. Я не согласен с Идо. Думаю даже, что в сегодняшнем мире всё большее влияние и силу приобретает не антисемитизм, а уважительное отношение к потомкам Авраама, а иногда даже юдофильство.
Христиане- евангелисты.
Христиане-евангелисты

Лет десять назад произошла странная история, о которой я уже как-то писал. В Магдебурге (Германия) на рыночной площади молодой человек предлагал прохожим какие-то книги. Когда я подошёл ближе, то он предложил и мне. Это была библия. Новый завет. Я поблагодарил, но отказался: «Мне больше подошёл бы Ветхий. Я еврей». И тогда случилось нечто невероятное. Молодой человек встал передо мной на колени: «Вы, евреи, наши старшие братья. Спасибо вам». Я ретировался в смущении.

Позже обратился к Интернету и понял, что юдофилами сегодня становятся многие христиане. Особенно в Германии и в США. Речь идёт о десятках миллионов человек и количество их постоянно увеличивается. Мнение значительной части христиан выразил в своей проповеди известный лютеранский богослов Ф.В. Марквардт. Его проповедь это и есть голос из будущего: «Сегодня Освенцим надвигается на нас, как призыв к исправлению. Освенцим зовёт, чтобы мы услышали Слово Божие не так, как мы его понимали до сих пор». Миллионы христиан во всё мире пришли к соглашению по пяти ключевым пунктам:
1. Признание ответственности за Холокост.
2. Осуждение антисемитизма.
3. Связь христианства и иудаизма.
4. Избранность Израиля.
5. Отказ от миссионерства среди евреев.
Благодаря новой позиции христиан-евангелистов, Израиль и еврейство в целом получают массовую поддержку, а антисемитов становится всё меньше.
Морда лица.
В наше время лицо антисемита, или, по Жванецкому, «морда лица», всё больше становится похожим на радищевское «…чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй». С развитем образования и распространением Интернета ряды юдофобов редеют. Кто сегодняшние антисемиты? Невежественные маргиналы, считающие, что евреи распяли Христа и понятия не имеющие, что и сам Христос, и апостолы, и первые христиане были евреи; фанатики-мусульмане, с их безумным желанием «убить неверного», некоторые интеллигенты, скрывающие за антисемитской риторикой зависть к творческим успехам евреев.

Мы сами тоже виноваты.
Странно, но мы, потомки Авраама, тоже вносим свой вклад в раздувание антисемитской истерии. Знакомому из Магдебурга отказались выплачивать пособие по инвалидности. «Ну, конечно,- сказал он мне. – Антисемиты как были, так и остались». Сын другого знакомого был отчислен из университета. И опять причиной отчисления называлась не плохая успеваемость, а плохое отношение к евреям. Между тем, мне было известно, что юноша не посещал занятия и не сдал ни одного экзамена. Приятель проехал на красный цвет и за это его, как и полагается по закону, лишили водительских прав на месяц. При этом приятель, опять-таки, посчитал полицейских антисемитами. Таким примеров можно привести немало. Мы запуганы тысячелетиями насилия и дискриминации и нам мерещится антисемитизм там, где его нет и в помине. И ещё.

Не надо страшилок.
Особенно в отношении будущего евреев в странах ЕС. Не знаю, делается это намеренно или журналисты искренне заблуждаются. То тут, то там читаю: «Жить евреям в Европе становится опасно. Положение напоминает начало 30-х годов в Германии. Антисемитизм набирает силу». И т.д. и т.п.
Я, как и многие авторы подобных статей, считаю, что евреям хорошо жить в Израиле. Уверен, что сегодня еврейское государство прочно стоит на ногах и сумеет противостоять арабской агрессии. Но не надо запугивать евреев, которые живут в других странах и по тем или иным причинам не могут или не хотят переехать в Страну Обетованную. Отношение к потомкам Авраама в Европе, как на уровне государства, так и на бытовом, не только не хуже, чем к не евреям, но даже лучше. Мне, например, не раз приходилось слышать восторги немецких знакомых и коллег по работе: «Ах, какие евреи умные и талантливые». После этого я напоминал им, что у иудеев, как это не печально, есть не только великие скрипачи, шахматисты и Нобелевские лауреаты, но также подлецы и мерзавцы.

Послесловие
Сказанное не означает, что бытовому, а, в некоторых странах, и государственному антисемитизму приходит конец. До этого, конечно, ещё далеко. Но для меня очевидно, что голоса из будущего сегодня звучат всё громче. Антисемитизм, как и, вообще, ненависть к другим нациям, становится атавизмом, делом грязным и позорным. Таким же аморальным, как воровство, терроризм или, скажем педофилия. Не знаю какое будущее ждёт землян. Никто не знает. Одно ясно. Это будет будущее без антисемитизма.