Явление пророчества было знакомо другим культурам ареала Древнего Востока. В связи с этим возникают вопросы о первоисточниках, заимствованиях и аналогах. Так пророчества некоего юноши из города Библ (Северная Финикия) можно сопоставить с пророчествами Бааля (1Цар18:28-29). Из этого сопоставления иногда делают выводы о связи израильского пророчества с ханаанским.
Важными документами, указывающими на связи библейских пророчеств с другими, месопотамскими, являются документы из города Мари (18 в. до н.э.). В нашем распоряжении имеются письма царю Мари Зимрилиму из близлежащего города перед самым разрушением г.Мари вавилонским царем Хаммурапи. При царе Зимрилиме г.Мари достиг определенного расцвета. Сам Зимрилим был другом и союзником Хаммурапи, что однако не спасло Мари от захвата и разрушения. При анализе пророчеств, имеющихся в письмах царю Зимрилиму, обращает на себя внимание как сходства месопотамских и библейских пророчеств, так и их различия.
М.Вайнсфельд обращает внимание на параллельные мотивы в месопотамских и библейских текстах, посвященных апокалипсу, разбирая несколько месопотамских документа. В этих документах им выделено шесть часто встречающихся мотивов, имеющих параллели в библеистике.
Мотив | Библия | Месопотамия |
Царь – спаситель,вечное царство | Осия 2:1:11Исайя 11:11:1
Там же 11:19 Иеремия 33:15 Иезкеиль 34:23 |
Прорицание Мардука 4:4Урукское пророчество 11
Там же 16-18 Месопотамский текст “А” 2:2 Там же 3:2 |
Плодородие и изобилие | Осия 2:21-22Иеремия
33:10-13 Иезкеиль 34:26-27 |
Прорицание Мардука 4:12Там же 3:8-10
Урукское пророчество 15 Месопотамский текст “А” 2:4-7 Там же 3:5-7 |
Справедливость | Осия 2:19Исайя 11:4-5
Иеремия 33:15 |
Урукское пророчество 11 |
Возвращение изгнанников и плененных | Исайя 11:11-12Иеремия
33:7 Иезкеиль 34:11-12 |
Прорицание Мардука 4:5,21 |
Восстановление городов, храмов, культов и культовых должностей | Иеремия 33:17-18 | Прорицание Мардука 4: 6-11, 18Урукское пророчество 12-14
Месопотамский текст 3:4 Там же 2:12 |
Мир, дружба, всеобщее благоденствие, безопасность, победа над врагами | Осия 2:2:18Исайя 11:6-9,13
Иезкеиль 34:25,27-28 |
Прорицание Мардука 3:14-16Месопотамский текст “А” 2:3 |
Вайнсфельд отмечает также сходства библейских и месопотамских пророчеств в способах их формулировок.
Сходства и различия пророчеств в Израиле и на других территориях Древнего Востока позволяет отвлечься от собственно техники пророчеств /мантики/ “которой можно выучиться” /Маламат/, но и рассмотреть “прямые откровения божества” /там же/. Пророки Мари утверждали, что они появляются при царском дворе не по зову царей, а в следствие ощущения собственной миссии. Это сближает их с библейскими пророками /в отличие от таковых на других территориях Древнего Востока/. Тем не менее сказанное ранее о целях и содержании пророческой миссии пророков Мари остается в силе. Пророчества Мари сводятся к материальным требованиям к государю, хотя иногда и основанным на соображениях местного патриотизма, что сближает их скорее с “пророками” современной России, чем с пророками древнего Израиля. Однако сам факт интуитивного пророчества в Мари за сотни лет до пророчеств в Израиле имеет большое значение исторической связи.
Особой формой месопотамского пророчества является пророчество во сне. “Сон как форма божественного откровения был распространен у народов Древнего Востока и особенно в библейской литературе” /Маламат/. Воля божья сообщается во сне типа message dream /Оппенхейм/. Сны посылаются как для самого сновидца – пророка, так и для других /посланнические/. Эти различия мы часто видим в Библии. Следует также различать профессиональных пророков и просто сновидцев. Классическое израильское пророчество постепенно придавало все меньшее значение сну – пророчеству, относя его к лже-пророчеству. /”Они говорят, мне снилось, мне снилось”, Иеремия 23:25/, чего нельзя сказать о пророчествах Мари. Сон в Мари повторяется с целью окончательного убеждения сновидца, что похоже на повтор снов Самуила /1Сам3:3/. Интересен также способ доказательства сна – посылка части одежды – свидетельства, что также сближает Мари с библейскими доказательствами