Начала библеистики. Избранные темы. Тема 3. Поэтические жанры. Светская и сакральная поэзия

Библейские авторы для обозначения поэтических произведений в составе Библии в заголовках этих произведений используют термины «песнь» — «шира» (6 раз), «песнь» — «шир» (5 раз) и «псалом» — «мизмор» (57 раз в заголовках псалмов). Очевидно, критерием использования первых двух терминов – «шир» и «шира» был музыкальный критерий, это были песни религиозного и светского характера. Термин «мизмор» тоже музыкальный, это были поэтические произведения – литургии, певшиеся левитами в Храме. Мудрецы Талмуда также отмечали наличие в Библии поэтических текстов, в частности, термины «шир» и «шира» они применяли в отношении десяти произведений библейской поэзии.

В качестве средневекового еврейского комментатора по этому вопросу интересна точка зрения рабби Моше Ибн Эзры (1055-1140, не путать с Авраамом Ибн Эзрой, его родственником). Он пишет: «Все книги написаны прозой за исключением трех: Псалмов, Притч и Иова». Также к поэзии он относит тексты «Песнь на море» (Шмот), песнь «Внимайте» (Дварим), песнь Давида и песнь Деборы. В этом отношении он спорит с мудрецами Талмуда, находившими в Библии гораздо больше поэтических отрывков. Другие средневековые комментаторы (Раава и мессер Леон) называют параллелизмы (удвоения, цахут) критерием для отнесения текста к образцам еврейской поэзии. Такие удвоения есть в большинстве пророческих книг, в песне «Внимайте», в притчах Валаама (Бемидбар).

Роберт Лаут (1710-1787) значительную часть библейских текстов отнес к поэзии. Вслед за ним Мозес Мендельсон (1729-1786) написал: «Все песни, которые есть в Библии, придерживаются определенного размера». Наряду с такой пролаутовской позицией есть и более осторожная  современная позиция исследователей. Так Сегаль отмечает «переходы от прозы к стиху и от стиха к прозе» в речах пророков. Таким образом, в современной библеистике еще не установились однозначные критерии для отнесения того или иного текста к поэзии, поэтому здесь есть место как для сомнений, так и для открытий.

Отнесение библейского произведения к разделу поэзии ничего не говорит о жанре поэзии. В Библии мы находим свидетельства отнесения того или иного текста либо к жанру «сакральной поэзии», либо к жанру «светской поэзии». Сакральной поэзией называют песни религиозного содержания для ритуальных служебных целей, а светской поэзией – песни со светским содержанием, которые, предполагается, исполнялись на различных церемониях и празднествах. Хотя в древнем мире не всегда ощущалось четкое разграничение между этими двумя жанрами, а сами названные термины в самой Библии не встречаются, можно предположить, что авторы-составители Библии находили приметы различий жанров. Современные библеисты разработали достаточно четкую систему классификации, позволяющую относить древнее поэтическое произведение к тому или иному жанру. Так к светской поэзии относят стихи без присутствия религиозного элемента и где не упоминается, например, имя Бога. Таким образом, для светской поэзии остаются характерными следующие темы: трудовые песни, песни стражников, любовные и свадебные песни, военные песни, плачи по покойникам, городам, царям, чужим народам.

Темами же сакральной поэзии являются различные виды псалмов: гимны, всенародные плачи, царские псалмы, индивидуальные плачи, благодарственные песни, паломнические псалмы, благодарственные плачи, литургические псалмы, псалмы мудрости. К сакральной поэзии относят также ряд песен, в которых употребляются слова «Бог», «Господь» и т.п.

Примером светской поэзии может служить трудовая песня о сборе винограда в книге Исайи: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы (5:1). Примером сакральной поэзии является «Песнь на море» (Шмот, 15:1): «И тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь Богу и сказали так…».

В качестве примера светской библейской поэзии рассмотрим более подробно трудовую песню «Песнь у колодца»:

«наполняйся, колодец, пойте ему;

колодец, который выкопали князья,

вырыли вожди народа

с законодателями жезлами своими»

(Бемидбар, 21:17-18).

 

Данный отрывок имеет название «песнь» (шира), несмотря на краткость. Эту песнь исполняли люди в пустыне. Сам отрывок построен по классическим библейским правилам. Первый колон* дополняет второй – «наполняйся, колодец, пойте ему». Два вторых колона показывают пример синонимического параллелизма: «выкопали – вырыли», «князья – вожди». Последний колон «с законодателями жезлами своими» исследователи не рекомендуют понимать буквально, ведь князья, вожди народа, законодатели в действительности сами не копали колодец.

Рассмотренная выше классификация светской библейской поэзии рассматривает ее лишь в одном, тематическом сечении и не является единственно возможной. Возможны и другие сечения, например, структурная классификация (М.Вайс. Библия и современное литературоведение. Метод целостной интерпретации. 2001. Гешарим – Мосты культуры, Иерусалим – Москва) или образная классификация ( М.-Ц. Сегаль. Библейское красноречие. Иерусалим. 5727 /1969/).

——————————————————

*Колон — метрический сегмент как член стихотворной строки. Стихотворная строка — текстуальная единица, состоящая из нескольких колонов, между которыми имеется смысловая или иная связь. Стихотворная строка — основная структурная единица поэтического текста.