Книга Эстер (по Ю.Матушанской)

Действие книги начинается с пира, который закатил персидский царь на 180 дней для сановников, придворных и знатных людей.  По окончанию этих долгих 180 дней царь устроил семидневный пир для всего народа Шушана, столицы государства. «Питье шло чинно, никто не принуждал никого, так приказал царь, чтобы поступали по воле каждого». О каком принуждении идет речь? Здесь есть намек на то, что на пиру сидели евреи, которые вели себя по своим обычаям и с этими обычаями царь приказал считаться. Но как евреи могли оказаться на пиру? Это были потомки евреев, не вернувшихся в 538 г. до н.э.  в Иерусалим из вавилонского плена и оставшихся жить в Персидской империи. Возможно также, что сосуды, из которых пили евреи, и скамьи, на которых они сидели, — все это были трофеи, привезенные из Иерусалимского Храма. Царь, желая похвастаться перед гостями красотой своей жены, вызывает на пир царицу, но она не приходит. Рассерженный царь издает указ, чтобы каждый муж был господином в своем доме и чтобы говорил он на языке своего народа. Таким образом, и евреи страны могут сохранять свои обычаи и свой язык.

Среди женщин Персии и Мидии ищут красавиц для замены строптивой царицы, среди них оказывается и Эстер. Мордехай не велит ей говорить из какого она народа. Таким образом, Эстер — это тайна. Очевидно, что красавиц набрали очень много, так как прошло четыре года, прежде чем очередь дошла до Эстер. Она предстает перед царем. Царь сразу оценивает красоту, индивидуальность и воспитание Эстер.  Он назначает Эстер царицей. Став царицей, Эстер входит в число важнейших лиц империи.

Здесь обозначаются два полюса. С одной стороны Гаман, один из приближенных царя, с другой – Мордехай. До событий Пурима не ясно, как Гаман относится к евреям, хотя мы знает, что Гаман – потомок Амалека – врага евреев. Роли Гамана и Мордехая возвышаются одновременно. Гаман получает от царя высокое назначение, он требует, чтобы ему теперь кланялись. Мордехай, можно сказать, становится неформальным лидером людей, отказавшихся делать это. Таким образом, Мордехай бросает вызов Гаману, защищая собственное достоинство, но он этим рискует как своей жизнью, так и жизнью всех евреев общины. Столкновение становится неизбежным. Гаман становится  символом страха перед судьбой. В трудный момент этот страх может одержать верх в человеке или народе. Но страх можно преодолеть.

Первое приближение Мордехая к царю проявилось через появление  Эстер в царском доме. И через Эстер же Мордехай спасает царя от заговора. Став царицей, Эстер всегда помнит о своем народе, но ведет себя скромно.

В империи объявляется о роковом приказе, подготовленном Гаманом, в отношении евреев. Эстер получает от Мордехая инструкцию молить царя о милости, просить за свой народ. «Если ты промолчишь, то свобода и избавление все равно придут из другого места, но ты и дом твоего отца погибнете. Не для того ли ты достигла царского достоинства?».

Все силы, кажется, повернулись против евреев. Есть царский указ, который отменить нельзя. До рокового 13-ого Адара осталось 30 дней. Эстер появляется в царском одеянии во дворе дворца, и царь протягивает ей свой скипетр. Позвав царя на пир, Эстер не признается в своем замысле. Мордехай в тот же вечер опять не поклонился Гаману. Но не слишком ли он рискует свое жизнью и жизнью своего народа? Оправдан ли риск? Не лучше ли поклониться и постараться избежать опасности?

Гаман готовит Мордехаю персональную виселицу. Именно в эту ночь было полнолуние, было светло и царю не спалось. Он велел принести памятную летопись, в которой читает о том, как Мордехай раскрыл заговор. Спросил царь, что хорошего сделали для этого Мордехая, и ему ответили, что ничего. В это время во дворе дворца появляется Гаман с предложением казни Мордехая. Гаман полон радостных ожиданий. Царь спрашивает, что надо сделать этому человеку? Гаман, имея ввиду себя, перечисляет все мыслимые и немыслимые почести.

Мордехай садится на коня, которого оседлал и украсил для себя Гаман. А ведь говорили ему жена и друзья: «Если Мордехай — из племени иудеев, то он не одолеет его, и упадешь ты перед ним». Откуда они это знают?

Число 7 очень важное у евреев, и в 7-ой главе происходит самое важное. На второй день пира Эстер открывается царю: «Отданы мы, я и мой народ, на истребление, убиение и погибель». Царь спрашивает: «Кто же он – твой враг, что осмелился он сделать?». И сказала Эстер: «Это злобный Гаман». Царь в гневе уходит, но одного гнева царя недостаточно для осуществления Божественного замысла. Когда царь возвращается, ему кажется, что Гаман слишком близко припал к ложу царицы. Здесь мы вспомним мидраш-комментарий на эпизод из Торы, Брейшит, 12,17. Авраам приводит к фараону свою жену Сару, выдавая ее за сестру. Фараон берет ее в жены. «И поразил Бог фараона язвами великими по поводу Сарай».  Комментарий говорит: «Если говорила Сара бить фараона, то ангел бил его, а если говорила прекратить, то переставал бить». Так вот, как Сара могла направлять руку ангела, так и Эстер могла управлять сценарием своего сюжета. Не Гаман слишком близко припал к царице, а Эстер слишком близко допустила. «И закрыл лицо Гаман. И приказал царь повесить Гамана на том самом дереве, которое он приготовил для Мордехая. И снял царь свой перстень с руки Гамана и отдал его Мордехаю. А Эстер поставила Мордехая над домом Гамана».

Но с казнью Гамана не был уничтожен его замысел. Нельзя отменить приказ об уничтожении евреев. Однако судьба евреев передается в их собственные руки. Царь позволил евреям собраться и встать на защиту своей жизни. «Убить и погубить всех вооруженных людей, которые готовы напасть на них». Так главным героем книги становится народ, готовый защитить себя и свою веру.

Тогда, в Персии евреи сумели сплотиться и предотвратить катастрофу. У евреев не было тогда иного выбора, кроме как убить своих врагов. К сожалению, евреи не сделали серьезного вывода, допустили благодушие и попустительство по отношению к нарождавшемуся фашизму в Германии, хотели быть хорошими немецкими евреями.

Сегодня у нас уже есть выбор, есть Пурим..