Новый мировой беспорядок: Датские и шведские евреи говорят, что их не заставят силой уехать в Израиль

Новый мировой беспорядок: Датские и шведские евреи говорят, что их не заставят силой уехать в Израиль

http://www.jewishworldreview.com/0215/european_jews_staying_put.php3

Кэтрин Филлипс

Перевод с английского Игоря Файвушовича

 

Шнеур Кессельман и его семья не планируют уезжать из Мальмё, несмотря на продолжающиеся антисемитские проявления в городе Андре де Луастед

Сразу же после убийства еврейского охранника на праздновании бар-мицвы в Копенгагене, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу обратился ко всем европейским евреям с призывом к массовой эмиграции, объясняя, что «Израиль это – Ваш дом».

Но ни тогда, ни когда Нетаниягу выразил в прошлом месяце подобные срочные призывы после терактов в Париже, раввин Шнеур Кессельман не бросился упаковывать чемоданы. – «Для многих евреев удобно сознавать, что они могут переехать в Израиль, особенно после того, когда прозвучали все эти призывы после парижских нападений, – «Приезжайте в Израиль, приезжайте в Израиль!», – объясняет он. – «Евреи имеют право жить везде, где им нравится, а во времена террора, Израиль просто должен на этом сосредоточиться».

Кессельман говорит на основе своего значительного опыта. Начиная с прибытия в шведский город Мальмё более чем 10 лет назад, хабадский раввин из Детройта подвергался, очевидно, бесконечным словесным и физическим нападениям. Недавно, кто-то, ехавший в автомобиле, бросил бутылку в его голову, когда он шёл по улице. (Это считается ещё незначительным происшествием).

Век назад предшественники Кессельмана и следующие за ними евреи ходили по улицам Мальмё, не имея ни малейшего повода волноваться о таких столкновениях. Так же ощущали себя евреи в Копенгагене, городе-побратиме Мальмё по другую сторону Пролива Øresund (Э́ресунн). Действительно, со времени приезда, прежде всего, из Центральной и Восточной Европы, приблизительно пять веков назад, еврейская община Дании была неотъемлемой частью этой страны. Да, бывали случайные антисемитские выступления, но к 19-му веку евреям разрешили учиться в университете, покупать собственность, открывать свои школы и объединяться в гильдии. «Politiken», ведущая утренняя политическая газета, была учреждена при участии члена известной еврейской семьи.

В 1943 оккупированная Дания получила приказы из Берлина арестовать приблизительно 7,800 евреев. Но в замечательном подвиге, благодаря храброму предупреждению немецкого военного атташе, доброжелательным датчанам удалось переправить почти каждого датского еврея через Пролив Э́ресунн в нейтральную Швецию. В Холокосте погибли только 52 датских еврея.

Когда он был ребёнком, вспоминает житель Копенгагена Макс Мейер: – «Я мог носить кипу, когда хотел». Но теперь это изменилось, и не только в связи с перестрелками на прошлой неделе. – «В Дании растёт антисемитизм», – сообщает Мейер. — «Некоторые люди прибыли сюда из Ближнего Востока и привносят с собой свои мнения об Израиле. Если у кого-то есть родственник, который был убит в секторе Газа, я могу, до некоторой степени, понять их гнев. Но перед датчанами в целом, мы считаемся ответственными за действия израильского правительства». Он высказывает критическое мнение: с правым правительством Нетаниягу, непопулярным в других странах, датские евреи ощущают тревожную обстановку. – «Господи, как, они расплодились, что так меня беспокоят! Многие из них выступают против меня», – как выразился три тысячелетия назад еврейский король Давид.

С другой стороны пролива в Швеции, вновь прибывшие после войны датские евреи быстро стал частью шведского общества. Некоторые стали новосёлами в Мальмё и вскоре присоединились к пережившим Холокост. Но десятилетия спустя, этот величественный город стал обретать дурную славу по гораздо более неприятной причине: антисемитизм. Действительно, уродливые настроения, преобладающие сейчас в Копенгагене и других городах Европы, наблюдаются здесь уже в течение нескольких лет. Только в течение последних двух лет, полиция в регионе Сконе, где Мальмё является крупнейшим городом, получила 137 сообщений об антисемитских преступлениях. Кессельмана, которого легко заметить благодаря его одеянию хабадника и причёске, несёт на себе основную тяжесть нападений, в то время как полицейские, расследующие преступления, оказываются беспомощными из-за того, что там часто не достаточно свидетельств, чтобы привлечь преступников к уголовной ответственности.

Как и Кессельман, немецкий еврей Оскар отказывается упаковать свою жизнь и откликнуться на призыв Нетаниягу эмигрировать. – «Мне нравится жить в Австрии», – объясняет венский продавец кофе, который является президентом еврейской общины в Вене, а также Еврейского национального объединения в Австрии. – «Мы очень хорошо сотрудничаем с органами безопасности и чувствуем себя хорошо защищёнными. Действительно», – отмечает немец, -«Я не знаю ни одного израильского президента или премьер-министра, который не выступал с подобным призывом. Это прекрасно – выступать с приглашением, и я рад иметь возможность переезда в Израиль, но каждая семья должна решить для себя, где она хочет жить», – добавляет он. Чем обеспокоен немец, так это тем, что требуется серьёзное политическое внимание к насилию антисемитизма.

По мнению Леви Mатусофф, французского раввина, который работает в Брюсселе от имени еврейских организаций, большинство евреев будет оставаться на месте. – «Если кто-то хочет сделать алию в Израиль, то, конечно, это – их выбор», –объясняет он. — «Но даже, если некоторые люди уже её совершают, то многие останутся. И у нас, евреев, есть чувство принадлежности к Европе. Мы хотим остаться здесь».

Главный раввин Дании, Яир Мельхиор, также подверг критике приглашение Нетаниягу, объяснив, что страх – не причина, чтобы переехать в Израиль. Мельхиор, датский раввин в восьмом поколении, является сыном раввина Михаэля Мельхиора, который является ведущим умеренным голосом в израильской политике – в том числе, в качестве заместителя министра иностранных дел –после своего переезда туда несколько лет назад.

Очевидной дилеммой является следующая: либеральные демократические страны Европы, надеясь, что каждая из них может справиться сама, отмахивались от проблемы исламской радикализации, рассматривая её, главным образом, как вопрос правоохранительных органов. Теперь, с нападениями радикальных мусульман на евреев в Париже и Копенгагене, а также в Тулузе в 2012 году, этот мягкий подход представляется неадекватным.

– «Я обеспокоен, потому что я вижу, что правоохранительные органы и политики реагируют на антисемитской террор, а не предпринимают достаточных мер, чтобы его предотвратить», –утверждает Кессельман. – «Я могу себе представить, что европейские политики не счастливы, когда Нетаниягу призывает евреев приехать в Израиль, но они ведь не понимают, что Израиль делает всё, что в его силах, чтобы защитить евреев. Европейские политики и правоохранительные органы не делают то же самое, потому что они не понимают, что то, что сегодня происходит, является реальной угрозой их еврейским меньшинствам».

Мальмё, Копенгаген и Париж являются витринами глобализации: модерн, богатство и дома для людей из всех уголков мира. В Мальмё живут люди из 175 стран, которые составляют 30% населения. И, к их чести, правоохранительные органы старательно проводят профилактическую работу по борьбе с преступлениями на почве ненависти. «PET», высокоэффективная контрразведка Дании, успешно осуществила стратегию проникновения в джихадистскую сеть для предотвращения террористических актов в Дании. Работая с тюрьмами и социальными работниками, «PET» также выполнила систему раннего предупреждения, где потенциальные преступники на почве ненависти могут получить соответствующие заботу и внимание прежде, чем они совершат насилие. – «Мы делаем всё, что можем, но даже в таком жёстком режиме невозможно предотвратить каждое преступление», – говорит бывший директор по операциям «PET» Ханс Йорген Боннихсен. – «Одинокие волки являются огромной проблемой для служб безопасности, но даже они вынуждены покупать себе оружие. Что мы можем сделать, – это убедить продавцов оружия, что для них очень важно вступать в контакт с полицией, если они замечают в своих сделках что-либо подозрительное». Полиция в Мальмё, город с примерно 280000 жителей, теперь есть собственный координатор по преступлениям на почве национальной ненависти.

Кессельман с гордостью носит свою отличительную кипу. И он остаётся на месте в Мальмё: – «Уступки террору будут играть в на руку тех, кто с ним связан», – объясняет он. И – в этом он уверен, –если евреи Европы почувствуют, что правоохранительные органы сделали все, что в их силах, чтобы их защитить, они почувствуют себя более защищёнными. Но какую защиту может гарантировать правительство, ещё предстоит выяснить.

Мейер тоже остаётся на месте, – на сегодняшний день. – «У меня здесь есть семья», – говорит он. – «Но если мои дети решат, что они хотят уехать в Израиль, я двинусь с ними. Я стал бы, скорее, дворником в Тель-Авиве, чем скрытым евреем в Дании».