Письма из Тверии , письмо 12-оe

«. .Этот очень занятный , высокообразованный и невероятно эрудированный парень , вёл телепрограммы и участвовал  в них. Отличается завидной антисовковой смелостью , что не очень поощряется современной властью. Я наслаждался его прямотой , просматривая загруженные с сети телепрограммы , в которых он участвовал. Серия фильмов, сделанных им и посвященных войне 1812 г., потрясает.
Кстати, ударение в своей фамилии ставит на «е». «»
Блог Евгения Понасенкова
» — — Можно ли на воровстве основать национальную «духовность»?
— Вот честное слово, не хотел об этом писать – вернее, приводить конкретные примеры , но меня вынудили.
В последние дни градус псевдопатриотической истерии разбил все термометры – но это нормально: так обычно бывает во всех странах с несостоятельной экономикой  – перед ее крахом. И когда уже не по своей инициативе, а лишь втянутому с агрессивную беседу про «наши» и «не наши» «ценности» , приходится отвечать – то кого-то неизбежно приносишь «в жертву» истине.
Как историк я давно отстаиваю концепцию о необходимости дальнейшего окультуривания нашей родины (если в двух словах: Россия – провинция Европы , которая должна продолжать учиться у нее ,как у родителя общей великой  цивилизации) , но часто натыкаюсь на невежественных , но весьма агрессивных спорщиков , которые все хотят идти неким «своим путем» и кричат о неимоверной «самобытности  России». Сто раз я уже писал о том , что все науки , все виды искусства , все жанры литературы (а так же книгопечатный станок ,вилка и аптеки) – все у нас завезено с Запада (как и абсолютное большинство соответствующих слов) – но вот на днях загнанные в угол оппоненты бросились на меня в прямом смысле с пеной у рта и закричали о том , что «у нас тут музыка, которая для души – а у них там такой быть вообще не может». И в качестве примера умудрились привести два действительно хрестоматийных , действительно базовых для национального менталитета примера , но , к сожалению , оба примера – чистейший и позорнейший плагиат.
Поскольку подобные ошибочные примеры – штука невероятно распространенная, то я вынужден ( ! ) об этом сказать –  итак.
«Нежность» (слушаем) — песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова – это укр…  заимствованная у Бенджамина Бриттена «Сентиментальная сарабанда» , слушаем ее. Сочинение Бриттена , безусловно , на много уровней
сложнее и тоньше песни (которую я ОЧЕНЬ любил с детства) Пахмутовой , но я должен напомнить одну кошмарную для нашей «духовности» штуку: один из главных композиторов двадцатого века был открытым геем , и открыто жил со
своим любовником – тенором Питером Пирсом (уникальный случай: в связи со смертью Бриттена королева принесла официальные соболезнования его официальному партнеру). Таким образом , я считаю, что наши патриоты должны немедленно перестать восхищаться песней Пахмутовой (и вырезать ее из фильма «Три тополя на Плющихе») не столько из-за плагиата (коррумпированных чиновников таким детсадом не смутишь), но по аспектам «нравственного» свойства. И вообще , какое счастье, как отрадно сознавать, что вот , к примеру , наш Николай Добронравов  не имеет ничего общего с растленным Бриттеном: Николай Николаевич всю жизнь был верен
Александре Николаевне.
И вторая хрестоматийная песня – еще более «русопятская». Она называется «Вальс расставания»(в народе -«Вальсок»)  и написана Яном Френкелем на стихи К. Ваншенкина (стихи простенькие – эмоциональный эффект держится на мелодии). Прозвучала она в фильме «Женщины», который повествовал о «типичных представителях» русской , советской женщины – об их сложной судьбе и непоколебимой «духовности» , которую укрепляет русская песня. Играли там Нина Сазонова и Инна Макарова. Песню вы все прекрасно знаете, десятилетиями звучит из всех радиоточек , вот она. А теперь слушаем оригинал, который написал человек не просто с фамилией Крейслер, но и с
именем Фриц (австрийский скрипач и композитор).
Обратите внимание, насколько чудовищно нагло в обоих случаях сделан плагиат – композиторы страны «победившей духовности» даже не удосужились схитрить (музыканты поймут) и как-то модифицировать главную тему.
Еще раз хочу сказать, что обе эти песни мною с детства любимы, что плагиат я случайно выяснил 10 лет назад , и четыре года назад (соответственно) , но не хотел на этом заострять внимание. Теперь меня вынудили. Кстати, таких примеров я знаю МНОЖЕСТВО – просто, не про все
мне кричали в последние дни с пеной у рта.
Замечу, что деятели русской культуры девятнадцатого века были более совестливыми (возможно, потому что граница была открыта и информация могла просочиться …).
Например , тот же Пушкин всегда признавал, что многие образы и жанры заимствовал у Шатобриана и Байрона, а подчас — делал сноску – и прямо писал, что, например, «привычка свыше нам дана: замена счастию она» —
это прямой ПЕРЕВОД из Шатобриана.
Так же и композиторы. Например, я помню, был в восторге от песни из оперы А. Аренского «Рафаэль» (знаменитая ария «Страстью и негою сердце трепещет», советую слушать в исполнении Л. Собинова) – удивился
мелодичности , легкости (в России все чаще — тема замерзающего пьяного ямщика и народных бунтов), а когда отвлекся от диска и взялся за клавир — увидел сноску композитора «мелодия заимствована из неаполитанской
песни». Ну , и т.д.
Итак, зададимся логичным вопросом: можно ли основывать национальную «духовность» на воровстве , на обмане? Нравственно ли это (ведь мы сейчас так носимся с этим делом)? И не походит ли внешняя политика нынешнего правительства на подобные аферы в сфере искусства? Короче говоря: не стыдно ли присваивать себе чужое?! Да еще и кичиться тем , что мол – «у них там вот такого нет»!
P.S. Продолжая тему «глиняных ног» колосса отечественной духовности , не могу не упомянуть и «внутривидовые» махинации. Например, на днях Интернет удивил МИД РФ, который на своей официальной странице в Фейсбуке разместил (вдруг) военизированное стихотворение тов.
К. Симонова «Жди меня». Этот стих – один из главных символов советской пропаганды эпохи Второй мировой.
Но я вынужден напомнить, что его текст нагло украден: тов. Симонов это своровал у расстрелянного большевиками Никлая Гумилева (т.е. стих принадлежит иной формации, Серебряному веку – наследнику Бодлера и Рембо), а так же имеет совсем другое , более тонкое значение:

Жди меня. Я не вернусь — это выше сил.
Если ранее не смог — значит — не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берег.
Ждёшь меня? Я не вернусь,
— не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моем пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я — не вернусь!средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я — не вернусь!
— Напомню, что советские скоты так и не реабилитировали
великого Гумилева. Это было сделано только в 1992 году.»

Один комментарий к “Письма из Тверии , письмо 12-оe

  1. » Итак , зададимся логичным вопросом: можно ли основывать национальную «духовность» на воровстве , на обмане? Нравственно ли это ( ведь мы сейчас так носимся с этим делом ) ? И не походит ли внешняя политика нынешнего правительства на подобные аферы в сфере искусства? Короче говоря: не стыдно ли присваивать себе чужое?! Да еще и кичиться тем , что мол –
    «у них там вот такого нет»!

Обсуждение закрыто.